Наша новая Бурятия через 10 лет

В 2017 году среднемесячная заработная плата достигнет 45 тысяч рублей, Бурятия будет жить без московских дотаций, на свои трудом и умом заработанные финансовые средства, будет полностью ликвидировано ветхое и аварийное жилье. Об этом неоднократно говорил в последнее время президент — председатель правительства Бурятии Вячеслав Владимирович Наговицын, а в последний раз твердо и уверенно заявил он об этом 17 ноября на форуме сторонников В.В. Путина.
A- A+

45 тысяч рублей — реальная зарплата

В средствах массовой информации в эти предвыборные дни часто говорят и пишут, что к 2017 году среднемесячная заработная плата достигнет 45 тысяч рублей, а Бурятия станет бездотационной, самодостаточной, будет жить и развиваться на свои средства. Люди спрашивают, мол, реально ли все это, не предвыборная ли "агитка"?

Объясняем, что все эти данные — это реальные расчеты наших экономистов и финансистов, этот показатель заложен в Программу социально-экономического развития республики на 2008—2010 годы и на период до 2017 года. Эта программа полностью опубликована в газете "Бурятия" 13 ноября с.г. на 4—50 страницах.

Действительно, заработная плата в 2017 году достигнет 45 тыс. рублей, а дотации из Москвы нам будут не нужны, так как экономика республики станет самодостаточной.

Без более детальной выкладки всех сопутствующих фактов эти показатели представляются очень амбициозными, а некоторые люди считают их невыполнимыми. В этой связи мы постараемся по просьбе читателей доказать, что прогнозируемые показатели — не вымысел, а реально достижимые цели.

В 2006 году средняя номинальная заработная плата в республике составила 9190,1 руб., в Российской Федерации — 10633,9 руб. За 2001—2006 годы рост номинальной зарплаты в стране и республике был одинаковым — в 4,8 раза. Темп роста реальной заработной платы за 2001—2006 годы в России был немного выше (219 процентов), чем в Бурятии (213,2). Инфляция за этот же период в стране Федерации составила 206,4 процента, в Бурятии — 216,3.

Прогноз номинальной заработной платы в республике основан на данных долгосрочного прогноза индекса потребительских цен в Российской Федерации (предусматривается, что в долгосрочной перспективе параметры инфляции в Бурятии будут незначительно отличаться от параметров инфляции Российской Федерации).

При прогнозировании индекса реальной заработной платы в Бурятии за основу приняты среднероссийские индексы реальной заработной платы, скорректированные с учетом реализации крупных инвестиционных проектов в республике.

За 2007—2017 годы реальная заработная плата в республике увеличится в 2,6 раза, а индекс потребительских цен — в 1,89 раза. Номинальная заработная плата в Бурятии в 2006 году составляла 9,2 тыс. руб. Следовательно, в 2017 году номинальная заработная плата составит 45,2 тыс. руб.

Соотношение среднероссийской зарплаты к среднереспубликанской в 2017 году составит 1,03. В 2006 году такое соотношение составляло 1,15.

Бурятия станет самодостаточной, экономически сильной

А теперь рассмотрим проблему дотационности Бурятии, за счет чего мы можем снять с себя ярлык "комплекса неполноценности".

В 2006 году доходы консолидированного бюджета составили 21 млрд. 361,2 млн. руб., в том числе безвозмездные перечисления из федерального бюджета — 10 млрд. 107,7 млн. руб., уровень дотационности составил 47,3 процента.

А ведь еще совсем недавно, в 2000 году, доходы консолидированного бюджета составляли 4,28 млрд. рублей.

За 10 лет у нас в республике будет построена Мокская ГЭС, корпорация "Металлы Восточной Сибири" освоит и выведет на проектные мощности десятки месторождений полезных ископаемых, будут воплощены в жизнь все основные проекты по особой экономической зоне туристско-рекреационного типа "Байкал", встанет на ноги крупное аграрно-промышленное производство, к нам придет газификация, будут работать крупные деревообрабатывающие предприятия, на территории республики начнет создаваться крупный транспортно-логистический центр.

Необходимо ко всему сказанному добавить, что расчет дотационности производился при условии стабильности налогового законодательства Российской Федерации (в части распределения налоговых доходов между федеральным бюджетом и консолидированным бюджетом Бурятии) и ускорения динамики экономического роста в республике за счет реализации крупных инвестиционных проектов.

В вышеупомянутой Программе социально-экономического развития прогноз дотационности консолидированного бюджета до 2017 года разработан в трех вариантах — инерционном, базовом и оптимистичном.

При инерционном сценарии развития экономики дотационность консолидированного бюджета Бурятии составит к 2017 году 39,9 процента и снизится на 9,4 процента по отношению к уровню 2007 года. Но этот сценарий практически не применим к нашей республике, потому что в этом случае не нужно ничего делать, а, как говорится, сидеть сложа руки и ждать манны небесной.

При оптимистичном сценарии консолидированный республиканский бюджет станет бездотационным к 2015 году.

Более подробно рассмотрим базовый вариант развития экономики, при котором самодостаточность консолидированного бюджета республики станет возможной к 2017 году. При этом собственные доходы должны возрасти с 11,6 млрд. рублей в 2007 году до 67,4 млрд. рублей, или бюджет вырастет в 5,8 раза. В эти же годы объем валового регионального продукта увеличится со 100,4 млрд. рублей до 554,5 млрд.

Прирост валового регионального продукта и реальных денежных доходов населения будет достигаться за счет опережающего развития приоритетных отраслей экономики. Например, уже через три года производство услуг возрастет более, чем на тридцать процентов, объем промышленного производства более, чем на треть, а сельского хозяйства почти на десять процентов. При этом инвестиции будут ежегодно прирастать в среднем на 10—11 процентов. Большое внимание уделяется развитию предпринимательства.

Снижение административных барьеров и создание благоприятных условий для предпринимателей обеспечит развитие малого и среднего бизнеса. Так, уже к 2010 году доля товаров и услуг малых предприятий в объеме валового регионального продукта увеличится до 10 процентов, а доля работающих здесь — до 12 процентов.

При таком развитии республики почти в два раза снизится количество населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума. В 2006 году такие низкие доходы имели 283,9 тыс. граждан Бурятии, или 29,5 процентов от всего населения, при этом их число уменьшилось по сравнению с 2000 годом в 1,9 раза.

Расчет численности населения, имеющего доходы ниже прожиточного минимума, производен на основе сопоставления роста номинальных денежных доходов за прошедший период и сокращения численности населения с денежными доходами ниже этой величины. В результате анализа выявлена следующая зависимость: 1% прироста номинальных денежных доходов дает снижение 0,2% численности населения с доходами ниже прожиточного минимума.

Поэтому прогноз таков: к 2017 году при росте номинальных денежных доходов в 4,5 раза численность населения с доходами ниже прожиточного минимума составит около 125,5 тыс. человек, или 13 процентов от всех жителей.

Не будет ни ветхого, ни аварийного жилья

На начало 2005 года (по данным Бурятстата) ветхий и аварийный жилищный фонд составлял 1238,6 тыс. кв. метров, или 7,2 процента от имеющегося, в таких условиях жили 78,9 тысяч человек.

Наибольшая доля такого жилищного фонда сосредоточена в зоне БАМа (457 тыс. кв. м), в г. Улан-Удэ (325,6 тыс. кв. м), а также в Кабанском (83,7 тыс. кв. м) и Селенгинском районах (47,1 тыс. кв. м).

Ликвидация ветхого и аварийного жилья будет произведена за счет реализации республиканской целевой программы "Жилище" (подпрограмма "Переселение граждан в Республике Бурятия из ветхого и аварийного жилищного фонда"). Уже к 2010 году за счет финансирования мероприятий программы из бюджетов всех уровней и привлечения частных инвестиций должно быть ликвидировано 600 тысяч кв. метров ветхого и аварийного жилищного фонда. Через три года доля ветхого и аварийного жилищного фонда снизится с 7,2 процентов до 4,4, а через 10 лет эта проблема будет полностью ликвидирована.

Наряду с этим глава Бурятии Вячеслав Наговицын ставит задачу полностью ликвидировать очереди на все социальное жилье, будет построено социальное жилье, которое люди будут получать на условиях социального найма. И в Бурятии будет создан фонд социального жилья в объеме 20—25 процентов от всего жилого фонда.

— Такие амбициозные задачи, — говорит Вячеслав Наговицын, — ставит ограниченное число субъектов России, но наша республика взялась ликвидировать эту проблему, а в дальнейшем создаст такие экономические и социальные условия, чтобы подобной проблемы больше в Бурятии не возникало.

Всем этим положительным факторам в нашей жизни будут способствовать не только собственно инвестиции, увеличение производства и т.д. Это само собой разумеется. Но очень важно, что будет улучшаться сама жизнь, ее качество, а значит, и ее побудительные мотивации.

Например, глава Бурятии Вячеслав Наговицын неоднократно говорит о том, что с 2008 года будет полностью ревизовано жилищно-коммунальное хозяйство и вся эта проржавевшая, обветшавшая система к 2012 году будет полностью обновлена на основе частно-государственного партнерства. Это ли не амбициозный план? Да! Но ведь наряду с этим улучшится комфорт нашей жизни, не столь частым станет удорожание жилищно-коммунальных услуг.

Со следующего года начинается модернизация здравоохранения, бурятская медицина переходит на одноканальное финансирование, другими словами, врач будет приближен к людям, человек делается главным действующим звеном в здравоохранении. Мощное развитие получат физическая культура и спорт. В ближайшие три года будет создано 256 спортивных площадок, будет восстановлен институт дворовых инструкторов, 191 человек будут получать заработную плату из республиканского бюджета, и будут заниматься развитием дворового спорта.

В соответствии с этой программой будет построено шесть спортивных комплексов, в том числе один из крупнейших не только в России, но и в мире — это физкультурно-спортивный комплекс в Улан-Удэ. К 2010 году спортом на регулярной основе будет заниматься до 30 процентов населения, сегодня же в два раза меньше. Обеспеченность спортивными сооружениями через три года достигнет 37 процентов.

А модернизация образования будет состоять наряду с другими факторами и в том, чтобы готовить местные кадры для развивающейся и набирающей обороты экономики республики уже в школе.

Уже к 2010 году на строительство, обустройство всех видов дорог будет направлено два миллиарда рублей. Невиданные доселе деньги на дорожные расходы! Ведь хорошие дороги также кратно улучшают все нашу жизнь.

Большие задачи берет на себя правительство республики в области защиты материнства и детства. К 2011 году полностью обеспечит детскими дошкольным местами всех нуждающихся. У нас в республике будет построена абсолютно новая система защиты детей от жестокого обращения, будут перепрофилированы детские дома в центры профилактики и детского сиротства и сопровождения детей-сирот в приемные семьи — вместо детских домов будет создан институт приемных семей. Таким образом, в Бурятии не будет детских домов.

Как видим, увеличение зарплаты до 45 тысяч рублей в месяц, ликвидация ветхого и аварийного жилья, бездотационность и финансовая независимость республики — это лишь верхняя, видимая, часть айсберга. Новая правительственная команда во главе с президентом — председателем правительства Вячеславом Наговицыным видит за этим и другие, очень важные, а может быть, и главные составляющие бытия — это качественный прорыв во всей нашей жизни.

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.