Налоговая «диверсия»

«Номер один» выяснял, почему крупный бизнес бежит из Бурятии
A- A+
Продолжается скандал с уходящим из Бурятии крупным бизнесом. Вслед за уже ушедшими могут потянуться и другие крупные предприниматели. Диалога с налоговой инспекцией до сих пор нет. «Номер один» выяснил, что стало причиной небывалого конфликта.
 
Принесли в жертву

Еще в октябре «Номер один» писал о вероятности переезда крупного бизнеса из Бурятии. Спустя несколько дней, кстати, минпромторг Бурятии даже опубликовал опровержение, мол, никто не бежит и не собирается. Однако вскоре заявления министерства разбились вдребезги. Сначала стало известно, что сменили регистрацию два гиганта - «Смит» и «Вегос-М». Потом сама налоговая обнародовала информацию, из которой видно: республику покинули 101 ИП и еще 65 юрлиц.

В УФНС по Бурятии, видимо, сделали вид, что никакой опасной ситуации нет. Так, вначале недели УФНС разместило на своем сайте пресс-релиз, в котором пояснили, что ИП ( индивидуальные предприниматели) просто переезжают, и при смене места жительства у них нет другого выхода, как зарегистрироваться по новому адресу. Что же касается юрлиц, то многие, мол, из-за дорогого электричества уходят. 

Правительство Бурятии понимает не меньше бизнеса, что дорогое электричество здесь ни при чем. Вячеслав Наговицын уже дал правительству Бурятии отмашку на анализ проблемы. 

Тем временем пока еще никто не называл причины внезапной ярости налоговиков в отношении местного бизнеса. Заглянем в интересные цифры. По открытым данным на сайте УФНС по России, налог на добавленную стоимость, то есть основной показатель валового регионального продукта, во всех регионах СФО, кроме Бурятии, имел положительную динамику последние несколько лет. Такой была картина до 2015 года, который ознаменовался резким спадом ВРП, связанным с общей экономикой страны. 

Но в нашей республике отрицательная динамика по собираемости НДС наблюдается еще с 2011 года. Так, в 2009 году начисления НДС составляли 32,7 миллиона рублей, 2010-м – 39,9, в начале 2011 г. достигла максимума в 47 миллионов рублей. И далее, вопреки тренду сибирских регионов, Бурятия начала проваливаться по главному федеральному налогу. Сборы опускались все ниже, и на начало 2015 опустились до отметки в 23, 4 миллиона рублей.

Пугающие данные, прежде всего для самой налоговой службы по Бурятии. Ведь в республике этот налог не остается и целиком уходит в Федерацию. Правительство же Бурятии сидело вполне спокойно со своим налогом на прибыль, сборы по нему как раз не уменьшались все эти годы. Показывая тем самым, что и промышленность, и торговля, и услуги в Бурятии как минимум не проваливаются. 

Несмотря на кризисный характер сборов НДС в последние 4 года, налоговики оказались не из пугливых. До 2015 года в колокола никто не бил.

Но всему приходит конец, включая и спокойствие УФНС. Там, в один несчастный для бизнеса день, хватились недосбора НДС. И чтобы компенсировать этот дефицит, не стали искать совместно с властями пути стимулирования или вести переговоры с бизнесом. Вместо этого перешли в жесткую атаку: начали устраивать повторные проверки налогоплательщиков и доначислять налоги за прошлые периоды. Естественно, сначала взялись за самых крупных.

Когда «крупняку» стали выкатывать огромные суммы по налогам, те начали в массовом порядке сворачивать свою деятельность и регистрироваться в других регионах. В более крупных регионах они менее заметны, чем в нашей маленькой республике, плюс имеют три стартовых года налоговых каникул без проверок и возможность спокойно работать. Так, ради повышения сбора налогов, по сути задним числом, бизнес принесли в жертву.

Бизнес будет защищаться

Сегодня предприниматели подчеркивают: в республике сложилась уникальная ситуация. По словам генерального директора компании «Энком», депутата городского Совета Улан-Удэ Сергея Иванова, Бурятия - единственный регион в СФО, где налоговая не слышит бизнес.

- Я нисколько не сомневаюсь, что появление отрицательной динамики по сбору НДС в 2011 году как раз привело к серии повторных проверок, - подтверждает Сергей Иванов, и параллельно проясняет некоторые юридические нюансы вопроса. - Сегодня по инициативе налоговой инспекции возбуждаются и громкие уголовные дела. Даже без вынесения решений ФНС информация по результатам повторных проверок передается в правоохранительные органы, автоматически возбуждается дело. Налогоплательщики уничтожаются один за другим. 

Между тем, налоговая имеет право провести проверку, но на законных основаниях, - говорит Иванов. Повторные же проверки должны проводиться только в рамках работы вышестоящей налоговой инспекции. У нас же имеют место внеочередные, что недопустимо.

Еще один пример. Уголовные дела, возбуждаемые по инициативе ФНС, идут параллельно судебным процессам в Арбитражном суде по тем же случаям. То есть суды еще не вынесли решения, но уголовные дела уже возбуждены. 

Что до реакции на сетования бизнеса местной налоговой инспекции, то та в частных беседах с предпринимателями говорит, что лишь делает свою работу. Мол, собирать необходимо, и это задание государства никто не отменял, наша функция - исполнительская. 

Однако, по мнению Сергея Иванова, создается впечатление, что здесь речь идет либо об исполнении чьих-то заказов под видом увеличения сбора налогов, либо о зарабатывании очков. Либо о полнейшей некомпетентности и равнодушии инспекции к экономике республики.

Впрочем, разбираться с помыслами налоговой, думается, сейчас не время. Гораздо важнее исправлять ситуацию. Ведь в Бурятии с уходом большой группы налогоплательщиков в четвертом квартале 2016 года добавится критическая ситуация по налогу на прибыль из-за уже ушедших. Спад НДС, соответственно, превратится в обвал, под удар рискуют попасть оставшиеся - малый бизнес, налоговая пойдет и к ним. Такие перспективы позволяют рассуждать даже не о предстоящей стагнации, а об исчезновении бурятской экономики. В то же время есть другие источники оптимизации налоговых поступлений, но которые требуют более осмысленного подхода. 

- Полагаю, законодательной власти Бурятии и горсовету необходимо вмешаться, получить анализ ситуации по налогам и выдать к исполнению такой документ, чтобы собирались те налоги, которые обязаны собираться, но остаются без внимания. В первую очередь - на доходы физических лиц. Размеры недособранного НДФЛ, по моим подсчетам, могут достичь три миллиарда только по Улан-Удэ, - говорит депутат горсовета Сергей Иванов.

Судя по всему, мы с вами еще услышим обсуждение сложившейся ситуации с привлечением представителей правоохранительных органов и налоговой на предновогодних сессиях: бизнес будет защищаться. Внезапный и тихий уход из республики двух членов бюджетного комитета горсовета, в числе которых - сам председатель, расслаблять никого не должен. Следующие уходы будут более громкими. Вплоть до привлечения федеральных СМИ, и такого же уровня ведомств. 

- У правительства только два пути: либо вступать в жесткий диалог с УФНС, либо смотреть на убитую экономику. Так что пора бить в колокола, иначе они убьют всех, - жестко резюмирует наш собеседник Сергей Иванов.

К слову, по информации «Номер один», налогоплательщики, разбежавшиеся от прессинга по другим регионам России, готовы вернуться. Разумеется, лишь при гарантиях избавления от неправомерных проверок и натянутых судебных разбирательств. 

Марина Ушакова, «Номер один».

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.