Секреты черного вторника «БайкалБанка»

Руководство «БайкалБанка» решило приоткрыть завесу и подробно рассказать о техническом сбое, последствия которого могли нанести непоправимый ущерб для финансового учреждения и его клиентов
A- A+
Хакерская атака?

Предпосылки беды, по словам председателя правления «Байкал Банка» Вадима Егорова, начались задолго до 26 апреля. Неоднократно предпринимались попытки снять деньги со счетов клиентов через сайты, которые даже не зарегистрированы в России. Это был тревожный звонок для банка. После такого настойчивого внимания со стороны хакеров специалисты усилили систему безопасности. Со слов представителей банка, именно эти действия помогли предотвратить катастрофу, последствия которой страшно даже представить. 

Все началось с того, что 26 апреля система защиты зафиксировала попытку «вывести» большой объем информации из банковских баз данных.

– Произошла попытка массового сброса информации из банка, которая была расшита на мелкие зашифрованные сообщения. Охранная система сработала автоматически. А так как ранее уже предпринимались попытки снять финансовые ресурсы со счетов клиентов, мы испугались, что подобное может произойти и сейчас. И поэтому приняли решение блокировать систему, – сообщил Егоров. 

Соответственно, клиентов обслуживать банк просто не мог и был вынужден закрыть все офисы. Стоит отметить, что при блокировке систем «отрубают» и каналы связи, в том числе и с Центробанком. «БайкалБанк» не смог выполнить профильные поручения регулятора (ЦБ). 

Последовала довольно жесткая реакция – отключение «БайкалБанка» от системы электронных платежей (БЭСП). В подобных ситуациях это предусматривается правилами и инструкцией самого регулятора (ЦБ). 

– Пришлось работать «на бумаге». Нужно было обработать 8 тысяч документов. Для этого нам бы потребовалось примерно 500 человек, занимающихся только этим. У нас была практически патовая ситуация, – вспоминает Вадим Егоров.

Стоит отметить, что отключение от БЭСП является шагом к отзыву лицензии у финансового учреждения. Поэтому решение ЦБ о подключении «БайкалБанка» к системе всего через сутки можно считать большой победой. По словам Вадима Егорова, на его памяти это первый подобный случай. 

– Центробанком было принято решение о восстановлении системы электронных платежей, но они нам предъявили дополнительные требования. Мы их уже выполнили. Я, честно говоря, в истории банков такого еще не видел. Обычно, когда отключают, считай, что банк уже умер, – делится Вадим Егоров.

Если прибавить к этому молчание руководства и распространяющиеся со скоростью пожара слухи, становятся понятными и тотальная паника с опустошением банкоматов, и судорожные попытки забрать вклады «штурмом». Сейчас руководство банка признает свою ошибку.

 – Мы неправильно сделали, что просто стали закрывать офисы. Это наша ошибка. С клиентами надо общаться, – констатировал председатель правления.

Однако председатель правления отметил, что тогда они спасали деньги клиентов.

– Когда в доме бушует пожар, что вы сделаете? – спрашивает Вадим Егоров. – Пойдете об этом рассказывать или все-таки начнете его тушить? 

Реабилитация
 
Источники сбоя пока не установили. Неизвестно, каким образом хотели вывести информацию. Было ли это внешнее воздействие либо кто-то попытался скинуть данные «изнутри». Сейчас над этим работают специалисты. По словам руководства, это дело времени. Однако повторение подобной ситуации, по словам Вадима Егорова, просто недопустимо. 

 Поэтому общее собрание акционеров «БайкалБанка» приняло решение привлечь крупные инвестиции и тем самым повысить финансовую устойчивость кредитной организации. Спасать банк будут его собственные акционеры путем увеличения объемов выпуска акций банка до 5 млрд рублей. Эти вливания помогут усовершенствовать систему кибербезопасности.

Руководство банка уверяет, что угрозы для платежеспособности нет. Соответственно, ни о каком банкротстве не может быть и речи. 

Между тем, после событий 26 апреля у «простых смертных» до сих пор возникают панические атаки, что наличные в банкомате опять пропадут, а деньги по вкладам не выдадут. 

– Мы уверяем, что объем денежной наличности, которая хранится в устройствах, рассчитывается на основе мониторинга. Учитывается проходимость мест. Какая наличность и какого достоинства «снимается» в банкоматах, – сообщила начальник отдела развития торгового эквайринга «БайкалБанк» Ася Мурадян.

В то же время «проштрафившийся» региональный банк пытается вернуть потерянное доверие клиентов. Некоторые вкладчики, резонно испугавшись за свои вклады, досрочно сняли их и потеряли на процентах. Банк на этом, наоборот, «заработал». Однако сэкономленные деньги обещают перенаправить на выплаты тем вкладчикам, которые не поддались панике и остались верны банку. А ограничения по выдаче вкладов снимут в ближайшие недели, уверяет руководство финансового учреждения.

После того как страсти вокруг «БайкалБанка» несколько улеглись и ситуация стабилизировалась, некоторые должностные лица решили продемонстрировать доверие местной коммерческой организации. Заместитель председателя правительства Бурятии по экономическому развитию Александр Чепик даже сделал вклад из личных средств в «БайкалБанк» на сумму в 200 тысяч рублей. Этот приступ экономической щедрости чиновник объяснил тем, что каждый должен внести посильную помощь и поддержать организацию в трудное время. 

Ложка дегтя

Однако многим жителям Бурятии было не до поддержки банковских штанов. У них возникли совсем другие вопросы. Некоторые как физические, так и юридические лица являются заемщиками по кредитам в других банках. После 26 апреля в течение нескольких недель они не могли вывести деньги со счетов «БайкалБанка» и погасить свои платежи по кредитам.  

Другие банки не пошли навстречу своим заемщикам и начислили штрафные проценты за просрочки. Некоторые попали даже в списки «недобросовестных» клиентов. Это самое сложное в случившейся истории для клиентов банка. Но, как выясняется, все финансовые риски готов взять на себя сам банк.

– Это самая болезненная ситуация, – признается советник председателя правления Сергей Березин. – Однако банк готов рассматривать претензии и удовлетворять их. Если, например, предприниматель заплатил штрафные проценты, неустойку в другом банке или своему партнеру, банк готов компенсировать затраты. Здесь речь идет о фактических убытках, подтвержденных документально. Если же клиент говорит о гипотетических убытках, которые он понесет спустя два-три месяца, тогда и компенсировать их будут через это время. 

Наверное, такая беготня с подтверждающими документами придется не по вкусу многим клиентам банка. Возможно, удастся добиться прощения от других кредитных организаций за невольные просрочки. В любом случае для самого «БайкалБанка» это может стать большой ложкой дегтя, которая способна испортить даже самую сладкую бочку меда. 

Елена Медведева, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.