На волоске от «голодной смерти»

Градообразующее предприятие города Бабушкин по-прежнему находится на грани выживания
A- A+
Рельсосварочное предприятие в Бабушкине, о закрытии которого сообщили на прошлой неделе, все-таки решили сохранить, по крайней мере пока. Между тем, дела на предприятии идут не очень, а значит, угроза закрытия никуда не исчезла. Ведь не исключено, что в дело вмешались политические факторы. 

Бабушкинская трагедия 

Недавняя сессия Хурала началась с того, что депутат Леонид Селиверстов объявил о печальной судьбе Бабушкинского рельсосварочного завода. Градообразующее предприятие должны были закрыть, а более 300 рабочих - отправить на улицу.

- У меня заявление по городу Бабушкин. Там целая трагедия. Там закрывают рельсосварочный завод. Пришел приказ из города Москва... Там работают 322 человека, все они будут уволены, - заявил на сессии депутат. - 25-30 процентов населения города Бабушкин будет обречено на голодную смерть!

Глава Бурятии Вячеслав Наговицын, выступавший на той же сессии с посланием Хуралу, рассказал, что завод на произвол судьбы никто не бросает. Что процесс уже пошел, и власти Бурятии обращаются во все возможные инстанции. 

- Безусловно, будет реакция, - отвечал глава. - Я уже подготовил письмо на имя руководителя предприятия. Также будут письма на имя Николая Евгеньевича Рогожкина и Дмитрия Анатольевича Медведева.

Вечером того же дня из Москвы пришло письмо о том, что закрывать завод в Бабушкине передумали. Казалось бы, тема исчерпана. Но на самом деле ситуация не очень-то изменилась. Предприятию по-прежнему грозит закрытие. Ведь причины, по которым было принято такое решение, никуда не исчезли.

Москвичи передумали 

- Был приказ, подписанный «РСМ-М», Москва, от 14 июня о ликвидации рельсосварочного поезда номер 32, который находится в городе Бабушкин и является градообразующим предприятием. Ликвидация была запланирована на 1 октября текущего года, - рассказал нам депутат Хурала, который и поднял эту тему на сессии, Леонид Селиверстов.

«РСМ-М» - это московская компания, которая владеет 18 рельсосварочными предприятиями по всей стране. В том числе и Бабушкинским. При этом имуществом, которым пользуются на правах аренды эти предприятия, владеет «РЖД».

Судя по финансовым показателям, дела у «РСМ-М» идут не важно. По крайней мере, в 2014 году при выручке в шесть миллиардов рублей компания понесла убытки в 545 миллионов. Кроме того, с лета 2015 года к ней начали массово подавать иски различные фирмы. Всего около 30 исковых заявлений за год - с лета 2015 по настоящее время, общая сумма которых перевалила за 350 миллионов рублей.

Вероятно, это и вынудило головную компанию задуматься об оптимизации. И, недолго думая, руководство решило сократить ряд предприятий в регионах.

- Вообще по стране у нас 18 рельсосварочных предприятий. Из них должны были закрыть шесть. В прошлом году уже было закрыто одно рельсосварочное предприятие, в этом году – еще одно. На сегодняшний день приказ вышел, что наше предприятие все-таки остается, а пять предприятий в России – закрываются, - рассказал нам Олег Синцов, начальник бабушкинского «РСП-32».

Он уверен, что причиной отмены решения о закрытии стало то, что в Бурятии очень рьяно начали отстаивать предприятие. Другие «РСП» находятся в основном в городах, и их закрытия, скорее всего, даже не заметили. По крайней мере, на уровне региональной власти.

- Огромная благодарность главе Бурятии Вячеславу Владимировичу Наговицыну за оперативные действия, которые помогли сохранить предприятие. И от меня лично, и от жителей Бабушкина, - говорит Леонид Селиверстов.

Отстающие долго не живут 

Есть еще одна причина, которая ставит под прицел бабушкинский рельсосварочный завод, – это несоответствие требованиям времени.

- Есть концепция развития рельсосварочных предприятий, которая была утверждена еще в 2011 году. И в ней было прописано, что четыре рельсосварочных предприятия – без Челябинского, которое недавно построено, – должны были провести реконструкцию, сделать склады для выпуска 100-метровых рельс, - говорит Олег Синцов.

Бабушкинское «РСП-32» рассчитано на выпуск 25-метровых рельс. Чтобы реконструировать предприятие под новые требования, нужно деньги. Между тем, эта реконструкция была запланирована еще на 2013 год.

- Но в связи с отсутствием финансирования это все заморозилось. У нас должна была реконструкция пройти в 2013 году. Но это все откладывалось на 2014-й. В 2015 вообще замолчали, в 2016 этого тем более не предвиделось. Сегодня по поводу реконструкции молчание, - рассказывает Олег Синцов.

Зато в других регионах несколько рельсосварочных предприятий уже прошли реконструкцию и сегодня работают по новым стандартам. Например, в Кемеровской области и Красноярском крае.

- В 2013 году реконструкцию не сделали. Сделали на красноярском предприятии, которое в три-четыре раза старше бабушкинского. Бабушкинский завод – градообразующее предприятие, в Красноярске 300 человек все-таки имеют больше возможностей по устройству на работу, - считает Леонид Селиверстов.

По-прежнему на волоске

Кроме прочего, по бабушкинскому заводу сильно ударило сокращение количества заказов от «РЖД». Сокращение началось не сегодня – объемы начали падать еще с 2012 года, продолжается тенденция и по сей день.

Конечно, сказывается и стоимость электроэнергии в Бурятии, которая делает производство более дорогостоящим, чем в некоторых других регионах.

- Это экономика. Но за экономикой всегда надо видеть человека. Если грамотно срабатывают те, кому положено сделать эффективным предприятие, то все нормально получается, - считает Леонид Селиверстов. - Предприятие, которое обслуживает данный завод, – это рабочие по погрузке и транспортировке рельс – в пределах 47 человек, если мне не изменяет память. Это локомотивные бригады и станционные работники, которые тоже завязаны на работе данного предприятия. Это еще 27 человек. В общей сложности на заводе работают 263, плюс дополнительные рабочие. Всего около 350 человек потеряли бы рабочие места.

Выходит, что с отменой приказа о закрытии бабушкинского рельсосварочного предприятия причины, по которым оно стало нерентабельным, никуда не исчезли. А значит, угроза закрытия по-прежнему актуальна.

Не исключено, что решение сохранить завод было принято, скорее, из политических целей. Ведь близятся выборы в Госдуму, и лишняя шумиха на уровне регионов федеральным властям не нужна. 

В любом случае, пока на предприятии не пройдет реконструкция, пока оно не получит достаточный объем заказов от «РЖД», говорить о его спасении преждевременно.

Владимир Пашинюк, «Номер один».

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.