Банкротство вместо миллиардных инвестиций

Почему никто не хочет бороться за городское имущество
A- A+
При желании мэрия может спасти городскую электроэнергетику, признав, что комитет по управлению имуществом не имеет права распоряжаться имуществом. Но, судя по бездействию мэрии и правоохранительных органов, желания ни у кого нет.

«Номер один» уже писал о том, как собственники «сливают» «Улан-Удэ Энерго». С тех пор ситуация нисколько не изменилась. Более того, выясняется, что все это время  комитет по управлению имуществом и землепользованию( КУИЗ) действовал незаконно. Это факт дает городу право вернуть себе почти потерянное имущество и навести порядок в электроэнергетике. Однако все почему-то игнорируют обращения в органы с просьбой разобраться. И складывается ощущение, что власти заинтересованы в происходящем. 

Хотели как лучше

В прошлом номере мы писали о схемах, результатом которых может стать банкротство «Улан-Удэ Энерго», а контроль над электроснабжением города перейдет в руки монополистов. Этот материал мы просили считать официальным обращением в правоохранительные органы.

Никакой реакции не произошло. Как и прежде, «Улан-Удэ Энерго» выводит сотни миллионов мимо мэрии, как и прежде, имущество, которое некогда принадлежало городу, может уйти с молотка. Администрация Улан-Удэ делает вид, что борется, но по факту терпит поражение за поражением.

Если ничего не изменится, то в скором времени «Улан-Удэ Энерго» просто сольют. А контроль над городской электроэнергетикой перейдет к МРСК Сибири. Ведь они – главный кредитор городской компании.

Однако есть факт, который может перевернуть ситуацию с ног на голову. И при наличии желания и политической воли  все, что происходило с момента учреждения «Улан-Удэ Энерго», можно  признать незаконным.

Сегодня в прокуратуре лежит заявление известного в Бурятии правозащитника Михаила Далбаева. В нем он рассказывает, почему комитет по управлению имуществом и землепользованию Улан-Удэ не может распоряжаться собственностью города.

Здесь стоит вспомнить историю создания «Улан-Удэ Энерго». До 2008 года электроэнергетический комплекс города контролировало МУП «Городские электрические сети».

Однако городские власти при прежнем мэре Геннадии Айдаеве  решили «поддержать» МУП, передав в руки частных инвесторов. Так и сделали. Предприятие ликвидировали, вместо него создали акционерное общество «Улан-Удэ Энерго». Акционерами выступили КУИ, получивший долю в 25 процентов, и частная компания, которой досталось 75 процентов. КУИ в счет своей доли внес электрооборудование, принадлежащее городу.

Это все подавалось под соусом спасения электроэнергетики, обещались миллиардные инвестиции в отрасль и прочие блага. Вот только, вместо того чтобы вкладывать деньги в электрохозяйство, собственники «Улан-Удэ Энерго» стали их регулярно выводить. Всего с 2010 года в различные компании выведено около миллиарда рублей. Из них 687 миллионов – совсем недавно.

Мэрия пытается сопротивляться такой «щедрости», однако в судах город, как правило, проигрывает.

Не имели права

Суть заявления Михаила Далбаева такова: еще тогда, в 2008 году, КУИ не имел права передавать имущество в «Улан-Удэ Энерго» и становиться его акционером. Ведь, по закону, делать это может лишь орган местного самоуправления. А комитет таковым не является.

К органам местного самоуправления относятся горсовет, администрация города. Они созданы и работают на базе закона о местном самоуправлении. КУИ же создан на базе закона о некоммерческих организациях, причем учрежден он администрацией, а не горсоветом, как полагается.

Таким образом, комитет по управлению имуществом и землепользованию, скорее, некоммерческая организация. Хотя власти пытаются уверить, что это структурное подразделение администрации. Но даже в этом случае отчуждать имущество, вступать в долю в коммерческой компании КУИ не имеет права. Это должна делать мэрия.

«Поскольку МУ КУИЗ в органы местного самоуправления не входит, а является некоммерческой организацией, не входящей в состав органов местного самоуправления, то распоряжаться и управлять муниципальным имуществом МУ КУИЗ не вправе. Тем более – участвовать в приватизации имущества», – говорится в письме Михаила Далбаева.

Это значит, что все происходящее с 2008 года с «Улан-Удэ Энерго» можно признать незаконным. Ведь если отменить акт о передаче имущества, получится, что распоряжаться им частная компания не имела права.

Молчание и отписки

Но и это еще не все. Даже если забыть про тот факт, что КУИ не имел права распоряжаться оборудованием, передача его в «Улан-Удэ Энерго» состоялась при странных обстоятельствах.

Существует понятие «энергетический комплекс». В данном случае в него входят электрические сети, трансформаторные подстанции и помещения, в которых они находятся. И если передавать этот комплекс кому бы то ни было, то передавать целиком. Ведь имущество юридически неделимо.

КУИ поступил по-другому. «Улан-Удэ Энерго» достались только подстанции, тогда как сети и помещения остались в собственности города.

«Но трансформаторные подстанции и помещения, в которых они находятся, являются сложной неделимой вещью и разделу не подлежат, к тому же они не подлежали приватизации и должны были без раздробления остаться в муниципальной собственности, – пишет Михаил Далбаев. – В результате незаконных действий МУ КУИЗ… городу нанесен ущерб, думаю, на многие сотни миллионов рублей».

Если признать действия КУИ незаконными  и отменить сам факт передачи имущества в «Улан-Удэ Энерго», то город может получить в собственность целый энергетический комплекс, на базе которого сможет создать действительно работающее предприятие, которое будет приносить в бюджет немалую прибыль. Это даст толчок к развитию муниципальной экономики. А городская администрация получит больше рычагов влияния на электротариф.

Но почему-то власти не очень охотно идут навстречу правозащитнику, хотя доводы его весьма убедительны. Из прокуратуры он получает отписки, а мэрия отмалчивается. И это странно. 

Теперь, когда все вскрылось, реакция должна была последовать немедленно. Однако в ответ – тишина. Как будто никому нет дела до бюджетных миллионов. Со стороны может показаться, что все происходящее – спланировано, а попытки привлечь внимание к распилу электроэнергетики города воспринимаются как наветы врагов. В любом случае отсутствие реакции на официальное обращение можно назвать бездействием. А оно карается законом, особенно когда речь идет об ущербе в таких масштабах.

Владимир Пашинюк, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.