Ребенок-агрессор

Как не упустить важные моменты в воспитании детей
A- A+
Проблема подростковой жестокости регулярно всплывает в новостных лентах, вызывая широкий общественный резонанс. Люди не понимают, как дети превращаются в жестоких убийц и мучителей. Родители винят во всем улицу, школа пеняет на семью. Кто же виноват? 

«В подростковом возрасте ребенок уже точно должен уметь ставить себя на место жертвы. И если он не умеет этого делать, значит, когда-то родители не объяснили малышу, что хорошо, а что плохо», – уверен психолог Игорь Бадиев.

Пик детской жестокости 

– Игорь Валерьевич, за последние годы в среде подростков сформировалась тенденция снимать на телефон унижение и избиения, чтобы после выложить видео в Сеть. На Ваш взгляд, стоит ли говорить о том, что наши дети стали более жестокими?

–  Проблема детской и подростковой жестокости – проблема не новая. Вспомните хотя бы фильм «Чучело». Но то, что эта проблема существует давно, вовсе не означает, что жестокость детей – норма и закономерность. Это скорее повод задуматься. 

Существует множество точек зрения на вопрос о природе агрессивности, но в целом предполагается, что агрессивность как свойство присуща человеку, как любому другому живому существу. Для животного мира напасть на другого с целью отхватить побольше или защититься – естественно и помогает видовому выживанию. 

Но эволюция человека давно перестала быть биологически обусловленной, сейчас работает социальный механизм эволюции. В человеческом поведении, в его психике агрессивность несколько трансформировалась. 

Пик, на который приходится максимальная выраженность агрессивных актов  у человека, – это возраст в три-четыре года. Почему? Потому что именно в этом возрасте происходит активное усвоение социальных норм. Усвоенные базовые нормы сдерживают агрессивное поведение. Ребенок учится контролировать свою агрессивность, реализовывать ее в других социально приемлемых формах поведения. 

– Значит, родители могут не паниковать, когда малыш крушит все со злости, ведь это нормально? 

– Нельзя сказать, что если он бьет детей в садике, пускай бьет дальше. Нет. Мы говорим о том, что в этом возрасте агрессивное поведение закономерно, и малыша уже следует учить, как нужно себя вести. Ему следует объяснять, что хорошо, а что плохо, что можно делать, а что нет, чтобы к младшему школьному возрасту ребенок уже мог поставить себя на место жертвы. Если малышу объяснили, почему нельзя брать чужие игрушки, почему нельзя бить людей, то он научится ставить себя на место другого человека.

Агрессия подростка – признак неблагополучия

Взрослея, ребенок уже не должен проявлять агрессию и жестокость. Это норма. Можно говорить с уверенностью: проявления детской и подростковой агрессии – это всегда симптомы психологического неблагополучия ребенка. При этом хочу заметить, что результатом неблагополучия может быть не только ребенок-агрессор, но и ребенок-жертва – это две стороны одной и той же медали. 

Истоков этого психологического неблагополучия множество. Большой пласт факторов  связан с семьей и теми нормами, способами и формами поведения, которые ребенок усваивает дома. Если в семье приняты агрессивные проявления, если родители орут друг на друга, поднимают руку, матерят, то для ребенка эти способы поведения становятся нормой.

Стиль воспитания в семье тоже является одним из факторов жестокости и агрессивности ребенка. Гиперопека и гипоопека не менее опасны.  

– Чрезмерная забота о ребенке может обернуться агрессивностью?  

– В случае гиперопеки ребенок проявляет агрессивность и нарушает  нормы поведения целенаправленно, чтобы продемонстрировать свою независимость. Это его борьба за себя и свою самостоятельность. При гипоопеке, когда ребенок предоставлен сам себе и за ним ослаблен контроль родителей, агрессивное поведение становится одной из форм асоциального поведения. 

При гипоопеке семейное насилие вносит свой вклад в жестокость, развивая в ребенке эмоциональную холодность и отгороженность от людей. В итоге дети не умеют ставить себя на место другого человека. Они жестоки, потому что, по их логике, мир к ним жесток. Агрессия – способ самоутвердиться, другие способы им не известны. Комплекс неполноценности тоже способствует жестокому поведению. Для того чтобы доказать себе и окружающим, что не слабак, ребенок будет проявлять агрессию. 

Агрессор может «потопить» компанию друзей

В подростковом возрасте большую роль начинают играть микрогруппы. Для детей на первый план выходит общение, они создают закрытые группы со своими нормами и правилами. Отвержение, осуждение или неодобрение компании друзей в этом возрасте очень чувствительно. Поэтому, если группа сказала «надо», подросток будет делать то, что ему говорят. 

Интересно, что появление в группе одного агрессивного жестокого подростка, который самоутверждается за счет унижения других и который с помощью агрессивных методов добивается своего высокого статусного положения, может полностью перенаправить вектор поведения всей подростковой группы. 

– Однажды Вы говорили, что если в избиении принимает участие несколько человек, то они склонны перекладывать ответственность за свои действия друг на друга…

– Да, это достаточно известный психологический феномен, когда группа людей действует вместе в сильном эмоциональном волнении, ответственность за совершенный поступок как бы распределяется на всех членов группы, и они перестают отдавать себе отчет о последствиях своих действий. Многие родители потом удивляются – «мой ребенок никогда не был агрессивным, никогда никого не обижал, пальцем никого не трогал, и вдруг попал в полицию за групповое избиение». Это влияние группы. Естественно, с возрастом подростки выходят из таких групп, но негативные отголоски той поры еще долго могут давать о себе знать. 

Травля в Сети

Социальные факторы, в том числе отношение общества к насилию, культ силы, тоже вносят свою лепту в развитие агрессивности детей и подростков. 

– А компьютерные игры, которые так ругают родители?

– Скажем так, агрессивные игры вносят свой вклад в жестокость, но очень странно слышать, когда кричат о том, чтобы запретить игры, одновременно говоря о декриминализации побоев в семье. Если сравнить влияние на психику ребенка компьютерных игр и насилия в семье, то последнее однозначно будет иметь более значительный вес. Толерантное отношение общества к домашнему насилию опасно, мы и так учим детей, что нужно давать сдачу, что на агрессию нужно отвечать агрессией. 

– Игорь Валерьевич, в последнее время среди подростков получила широкое распространение травля в Сети. Чем Вы можете это объяснить?

– Сегодня, с развитием новых форм передачи информации, самоутвердиться стало проще. Почувствовать себя героем или справиться со своим комплексом неполноценности можно не только за счет того, что ты унизил или ударил другого. Можно выложить видео избиения в Сеть и тем самым не только показать всем вокруг свою крутость, но и сильнее унизить жертву. 

Главное – не упустить момент

Еще раз повторюсь: в подростковом возрасте ребенок уже точно может поставить себя на место жертвы. И если он не умеет этого делать, то это очень тревожный знак. 

– Как быть родителям агрессивного ребенка?

– Разработано множество различных рекомендаций, как работать с агрессорами и с жертвами агрессии. Здесь, конечно, необходимо сказать, что универсальных действенных способов не существует. В каждом конкретном случае должна быть своя программа действий с учетом влияния индивидуального ряда факторов. Но однозначно с этой проблемой должен работать специалист. Не надо думать: «Я отдам психологу агрессивного сына, он мне его «починит», где надо, «подвинтит» и вернет хорошим мальчиком». Проблема требует системного подхода, это всегда работа с семьей, с родителями, со школой и учителями.  

– Многие родители не спешат за помощью к психологу, стараются решить проблему своими силами, просто читая ребенку морали или наказывая. 

– Поругать и наказать проще всего, но надо знать, что этот метод неэффективен и, наоборот, может только усилить негативные явления. Что нужно делать в первую очередь? Еще в раннем детстве нужно учить ребенка тому, что такое хорошо и что такое плохо, что нельзя делать и почему. Главное, не упустить момент и не отмахиваться от ребенка, предполагая, что с возрастом он сам все поймет. И второе: в воспитании всегда начинайте с себя. Чему мы учим своих детей? Мы учим их своим примером.

Беседовала Любовь Ульянова, «Номер один». 
Вопросы психологу вы можете задать по адресу: pismo77@inbox.ru 

© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.