Молоток для Хурала

Депутаты усиливают Счетную палату, чтобы бороться за власть с правительством
A- A+
Необъявленная война между Хуралом и правительством Бурятии подталкивает стороны к некой гонке вооружений. Так, региональный парламент, судя по событиям прошлого года и нововведениям нынешнего, избрал в качестве наступательного оружия Счетную палату республики. Взяв ее в свои руки, законодательный орган, видимо, собирается размахивать ею, словно молотком, запугивая чиновников исполнительной власти.

Команда «фас»

Обострение отношений между двумя ветвями власти Бурятии началось плавно и совпало со сменой спикера Хурала. Предшественник Цырена Доржиева – лояльный к главе и правительству Матвей Гершевич – особо не заострял внимание на промашках министров и зампредов и не спорил с исполнительными органами, когда те проталкивали очередной проект.

Но после того как экс-спикера сбросили с трона, причем по сомнительным основаниям, ситуация изменилась. Сказать, что в лучшую сторону – значит слукавить. Ведь критика отдельных показателей и чиновников только поначалу казалась здоровой и взвешенной. Чем дальше в лес, тем злее депутаты: напряжение нарастало и достигло апогея, когда парламентарии отказались голосовать за отчет экс-зампреда правительства Александра Чепика о пятилетней программе социально-экономического развития.

Позже, правда, слуги народа одумались, поняв, что тем самым они скомпрометируют себя не меньше, чем чиновников правительства. Но ослаблять напор, судя по всему, никто не собирается. Хурал по-прежнему в штыки принимает любые телодвижения исполнительной власти. Складывается ощущение, что законодательная власть хочет загнать под ноготь исполнительную, получив тем самым контроль, в том числе и над кадровой политикой правительства.

Орудие «пыток»

Главным помощником Хурала по закошмариванию органов исполнительной власти стала Счетная палата республики. Это контрольный орган, который следит за тем, как расходуются казенные деньги главными распорядителями бюджетных средств – местными министерствами и ведомствами.

«Счетная палата Республики Бурятия является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля, образуемым Народным Хуралом Республики Бурятия и подотчетным ему. Деятельность Счетной палаты основывается на принципах законности, объективности, эффективности, независимости и гласности» – так характеризует себя сей орган на своем официальном сайте, ссылаясь на выдержку из республиканского закона.

Состоит орган из председателя, место которого уже семь лет подряд занимает Евгений Пегасов, его заместителя, пяти аудиторов, которые курируют каждый свое направление. Им подчиняются инспекторы и прочие служащие.

Многие из прошлогодних заседаний Хурала, смыслом которых было бичевание исполнительной власти, основывались именно на результатах проверок Счетной палатой отдельных министерств, ведомств, подведомственных учреждений и так далее. Обсуждая проект бюджета, депутаты, потряхивая бумажками контрольного органа, возмущались наличием авто у отдельных министерств, завышенной, по их мнению, штатной численностью чиновников, зарплатами госслужащих и тому подобными вещами.

В общем-то, на первый взгляд ничего страшного в этом для Бурятии нет, и даже наоборот. Но местами Хурал сильно перегибал палку, умалчивая о собственных грешках, что как бы намекает: намерения у законодателей не самые благородные.

«Подарок» от дяди

Но этого Хуралу, видимо, недостаточно. Нужно больше драйва, больше цифр, аргументов, чтобы вести наступление. Поэтому Счетную палату было решено усилить.

Первое, что сделали депутаты, – назначили на должность аудитора племянника спикера Хурала Евгения Убеева. Он занял место Андрея Пермякова, который – так уж совпало – покинул свой пост в связи с окончанием контракта. Почему – вопрос интересный, ведь он обладает серьезным опытом работы, при этом возраст его далеко не пенсионный.

Тем не менее его место занял сын сестры председателя Хурала, долгое время работавший в администрации Еравнинского района, которую с 1994-го по 1999 год возглавлял Цырен Доржиев. Туда Евгений устроился практически сразу после окончания ВСГУТУ в 2004 году, и сразу – ведущим специалистом. В то время его дядя уже возглавлял комитет Хурала по бюджету.

Так совпало, что уже через год Евгений Убеев становится главным специалистом экономического отдела Еравнинской администрации. Еще спустя два года – заведующим отделом. А через пять лет, в 2012 году, его статус вырастает до председателя финансово-экономического комитета районной администрации – удивительный карьерный рост. Именно там он и проработал последние четыре года.

1 марта депутаты молча проголосовали за его кандидатуру на должность аудитора Счетной палаты. Выдвигали его на эту должность сами же депутаты.

Теперь племянник спикера займется работой, результаты которой могут стать оружием в руках его дяди в необъявленной войне. Понятно, что и без того прохуральская Счетная палата теперь и вовсе превратилась в придаток к местному парламенту. Ведь против родни не попрешь, тем более после такого «подарка», как должность аудитора.

Карательный отряд

Но это лишь часть «усиления» контрольного органа. На горизонте – увеличение числа аудиторов палаты. Законопроект по этому поводу уже написан. А почву начали готовить еще в прошлом году.

– В этот кризисный период мы должны эффективно и рационально использовать каждый рубль. Вопрос возникает сегодня гораздо глубже. У нас в каждом министерстве есть свой ведомственный контроль, – говорил спикер Хурала Цырен Доржиев на одной из прошлогодних сессий, где депутаты устраивали публичную экзекуцию исполнительной власти. – После этого ведомственного контроля заходит Счетная палата и находит огромное количество нарушений. Эффективность работы этих контролеров в министерствах и ведомствах, можно сказать, нулевая. Я бы попросил правительство, Счетную палату и депутатов подумать: может, там сократить, а Счетную палату увеличить.

Сказано – сделано. Сегодня бюджетный комитет активно обсуждает подготовленный законопроект, который вводит должность шестого аудитора. В пояснительной записке депутаты сетуют, что обязанностей у контрольного органа становится все больше, объем работы растет, а штатных единиц больше не становится.

«Количество проведенных Счетной палатой контрольных и экспертно-аналитических мероприятий и объемы выявляемых финансовых нарушений возрастают с каждым годом. Так, в 2014 году объем финансовых нарушений, выявленных по результатам контрольных мероприятий, составил 750,6 миллиона рублей, в 2015-м – 1,3 миллиарда рублей. При этом число аудиторов Счетной палаты в количестве пяти человек остается неизменным с 2004 года», – сокрушаются парламентарии.

Военные расходы

В Хурале уверены: из-за возросшего числа полномочий и обязанностей палаты сейчас остаются неохваченными ряд аспектов деятельности подконтрольных органов и чиновников. Поэтому – «необходимо увеличение численности аудиторов Счетной палаты на одну единицу».

К слову, это «небольшое» изменение в законе обойдется республиканскому бюджету почти в 5,5 миллиона рублей. Ведь, помимо ежемесячного содержания нового аудитора, сюда добавляются еще три главных инспектора ему в помощь.

«В качестве источника финансирования указанных расходных обязательств предлагается предусмотреть дополнительные поступления по налогу на прибыль организаций», – гласит финансово-экономическое обоснование проекта закона.

Не будем рассуждать о кризисных временах, дефиците бюджета, оптимизации и сокращении по всем фронтам – это и так известно каждому, кто имеет хоть какое-то отношение к бюджетной сфере. Впрочем, в Хурале, видимо, считают такую роскошь обоснованной.

В общем, противостояние продолжается. Как на него повлияет приход врио главы Алексея Цыденова, пока непонятно. Но на всякий случай Хурал наращивает мускулы, чтобы – если что – схлестнуться с правительством в жестокой и бескомпромиссной войне за влияние. И доказать, что решать судьбы бурятского народа – дело парламента, а удел чиновников – исполнять то, что велено.

Владимир Пашинюк, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.