Источник вдохновения – дети

Проекты Оксаны Залесовой помогают перезагрузиться взрослым и обрести полноценное  детство школьникам
A- A+
Вице-президент  Федерации экстремальных видов спорта «Байкальский экстрим», автор множества туристических, экологических и образовательных проектов для подростков и детей, член  клуба бардовской песни – все это об Оксане Климовой (Залесовой). А еще она – супермама двоих детей. Про Оксану многие говорят: настоящий «энерджайзер», и даже простое общение с ней заряжает хорошим настроением надолго. Правда, сейчас бывшая экстримщица всю свою энергию тратит только на то, чтобы принести пользу детям. 

Источник вдохновения

Сейчас я нахожусь в декретном отпуске. У нас в семье появился второй малыш, ему два года. Очень здорово, когда мама занимается именно воспитанием детей, нежели работой. Для меня  это большое счастье. 

У нас с мужем были времена, когда мы оба работали и занимались общественной деятельностью. Это тяжело. На мой взгляд, не надо взваливать на себя такую нагрузку. Человек всегда может заработать денег, но главнее  – заниматься любимым делом. 

Дети стали для нас большим вдохновением. Появляется много идей, связанных с детским туризмом, здоровьем детей. И сейчас пошел интенсивный процесс внедрения новых проектов в жизнь. 

Школа туристов

В прошлом году стартовал наш проект для самых маленьких – детская лесная школа. У нас есть сеть лагерей в разных точках, основной из них находится на Верхней Березовке, остальные в горных системах – это Хамар-Дабан, Баргузинский хребет. Там мы, то есть Федерация экстремальных видов спорта, построили необходимую инфраструктуру, для того чтобы можно было принимать, в том числе, семейные группы, и чтобы это было безопасно для детей.

Летом мы открываем двери этих лагерей для детей в возрасте от пяти до десяти лет. В лесной школе мы обучаем детей основам туризма, спортивному ориентированию, проводим экологическое воспитание.

Еще один проект – «Таежный герой» – для более старших ребят. Мы ходим с ними в походы, преодолеваем различные препятствия. Но там присутствует не только спорт и экстрим, там много творчества, музыки, сказок, игр, чтобы дети любили природу, свой край, знали о нем больше, умели ценить природу, восхищаться закатами-рассветами.

Про родителей и детей

Я сейчас изучаю данные по ситуации со здоровьем детей в республике. Статистика показывает, что более 60% наших первоклашек имеют различные заболевания – это и заболевания опорно-двигательного аппарата, и плоскостопие, сколиоз. Почему это происходит? Потому что дети сегодня мало двигаются. 

У детей очень сложный образовательный процесс. Родители хотят дать ребенку самое лучшее. В итоге в школе ребенок учится, в музыкальной школе учится, кружки-секции посещает, на английский обязательно ходит. И вся неделя проходит в этом режиме нон-стоп. Дети бывают на свежем воздухе только, когда идут от дома до школы и обратно.

У них нет времени на простые забавы, игры, прогулки. А когда оно появляется, они проводят его, играя в компьютерные игры. Моя дочь Полина в первом классе заявила мне: «Мама, мне нужен крутой айфон». Почему? Потому что у всех в классе он есть. Как проводят дети время на переменках? Они все сидят, уткнувшись в телефоны. И два-три часа физкультуры в неделю – это крайне мало. Ребенок должен гулять и дышать свежим воздухом каждый день не меньше часа.

Детсады как камеры хранения

Детские же сады – как камеры хранения, куда родители сдают своих детей. Зимой из-за низких температур детей не принято выводить на прогулку. Экскурсий очень мало. А как одеваются в детских садах на прогулку? Первого ребенка одели – он сидит, обливается потом, полчаса ждет, когда нянечки оденут всех детей.  И взмокшие они выходят на улицу, а потом все удивляются, почему дети болеют ОРВИ. У нас не налажена система эффективного выгула ребенка, а чтобы ребенок был здоровым, гулять надо каждый день, при любой погоде. Все медики, родители бьют тревогу. И наш проект направлен на исправление этой ситуации.

Маршруты здоровья

Пилотный проект «Маршруты здоровья» мы планируем внедрить в школе №1, где обучается наша дочь. Срок реализации –  четыре года. Этот проект также связан с детским туризмом. 

Классным руководителям, родителям и детям будут предложены дополнительные формы физической активности во внеурочное время (после уроков) по туризму и спортивному ориентированию в игровой и занимательной форме с обязательным условием – пребыванием на свежем воздухе. А в выходные и каникулярные дни – обязательное участие  каждого класса в однодневном походе или экскурсии.  

Походы, небольшие путешествия, коньки, лыжи – это только часть программы. Помимо этого мы хотим создать в школьном дворе городок с полосой препятствий, где дети могли бы на  больших переменах  и после уроков лазать, прыгать, качаться. 

Карта двора

А вообще хотелось бы, чтобы при каждой школе существовала карта школьного двора, чтобы дети могли в любой момент заниматься, например, поиском клада, играть в квесты. Если ребенку будет это интересно, в дальнейшем он может заняться спортивным ориентированием, а это прикладной  вид спорта, ведь всегда важно уметь определять свое местонахождение.

Грамотно организованный учебный процесс – это не только перемены, это и «уроки» после уроков, когда родители с детьми час проводят на улице, играя в различные квесты, отправляясь в походы. Пусть это будет для начала в парковой зоне с элементами игр, а затем можно отправиться и на большие расстояния. Туризм укрепляет семью: когда у семьи есть общее хобби, взаимоотношения родителей и ребенка становятся более крепкими и дружными.

Этот проект мы хотим подать на конкурс грантов, и если он соберет положительные отзывы и если пилотный проект даст положительные результаты, мы будем внедрять его и в другие школы Улан-Удэ.

Ценить природу

Ежедневные прогулки, походы, общение с природой нужны детям еще и потому, чтобы  они учились  ценить природу. У нас не принято  мусорить в помещениях, мусор находится на улице, а когда дети мало общаются с природой, они не понимают, для чего она нужна и зачем ее надо беречь.   У большинства детей очень низкая экологическая культура.

Когда-то мы думали, что мы самые счастливые люди, потому что живем на Байкале, у нас чистейшая вода. А сейчас что творится? Там, где мы раньше гуляли, играли, катались на велосипедах, проводили мероприятия, – полно свалок.

Экологическое воспитание надо начинать с малышей незамедлительно. И это работа не только  общественной организации или группки родителей, это должна быть большая работа государства,  всех министерств и ведомств. 

А мы – взрослые – тоже  должны «перезагрузиться». Потому что в нас, родителях, тоже сидит многое, что способствует загрязнению природы. Мы стираем фосфатными порошками, не можем жить без «Фейри» и целлофановых пакетов. А ведь раньше люди спокойно ходили в магазин  с авоськами, стирали хозяйственным мылом.

Многие родители настолько загружены работой, что им некогда вывести детей в лес погулять, свозить на Байкал. Родители сегодня не объясняют детям, для чего нужен лес, какие ягоды растут в нем. Когда мы проводили тесты, то с грустью обнаружили, что  дети вообще мало знают и понимают что это такое – Лес.  

Сейчас мы хотим объединить родителей, которые хотят, чтобы их дети росли  здоровыми и гармоничными.  А успеха в жизни они добьются в любом случае, ведь они любимы.

Соня Матвеева, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.