Любителям запретят лов летнего омуля

В Бурятии уже в мае этого года, возможно, будет введен запрет на летний любительский лов омуля
A- A+
А с 1 января следующего года тотальный запрет коснется промышленных квот. 

Федеральные власти вносят изменения в «Правила рыболовства» по ограничению вылова байкальского эндемика. Меньше всего изменения коснутся научных исследований, а также искусственного воспроизводства омуля. Предполагается, что полный запрет на промышленный лов вступит в силу с 2018 года. 2017 год промышленники отработают в прежнем режиме – квота для Бурятии составляет 108 тонн, для Иркутской области – 62 тонны. 

Что касается любительского лова омуля, запрет коснется летней рыбалки уже в этом году.  

– Рыбаков-любителей никто с воды не выгоняет. Например, по рыбалке на сорожку и щуку ограничений по летнему периоду нет. Рыбачьте на разрешенные виды рыб. Но кто знает, что клюнет под водой? Поэтому, если вдруг попался омуль, надо придерживаться принципа «поймал – отпустил», – заявил на брифинге в правительстве Виталий Молоков, руководитель Ангаро-Байкальского ТУ Росрыболовства (АБТУР).

По словам специалистов, исторически на Байкале летом не ловили омуля на удочку или «на свет». Для «любительского» омуля планируется оставить на Байкале только подледный лов, а лов «на подсветку» властями ограничен.

Указанный подледный любительский лов омуля на бормашовую уду в перспективе должен будет проходить на выделенных участках (если это установит обсуждаемый новый Федеральный закон «О любительском рыболовстве»). Рыбакам-любителям также введут суточные нормы вылова омуля. 

– Принято решение вернуться к историческому принципу. Норма вылова для любителей всегда существовала в нашем СССР, и, я думаю, она справедлива, – напоминает Владимир Петерфельд, директор бурятского «Госрыбцентра». 

Для омуля речь идет о пяти килограммах в сутки на рыболова. Специалисты считают, что брешь, существовавшая в этой сфере, будет заполнена, ибо сейчас любительское рыболовство не нормировано. 

Также в мае обретут силу поправки и по коренным малочисленным народам Севера. На севере региона вводится запрет на лов покатного омуля на Верхней Ангаре и Кичере. Традиционный лов можно будет осуществлять исключительно на специальных участках. В этом году народам севера Бурятии выделена квота. 

– Но они пока еще не могут выйти на водоемы, потому что у пользователей нет рыбопромысловых участков, – разъясняет Владимир Петерфельд. 
 
Федеральная власть тщательно рассматривает размер квот на 2018 год. Из нынешних четырех видов квот, после ухода промышленников, останется три. 

– Общая величина добычи омуля проходит экспертизу. Ждем решения отраслевого совета. Эта величина – всего 220 тонн (150 тонн – квота для воспроизводства омуля на заводах «Байкалрыбвода», 50 тонн – коренным народам, 20 тонн – на научные работы («Госрыбцентра», исследовательских институтов) на Бурятию и Иркутскую область. Свои исследовательские квоты мы уменьшили по сравнению с периодом трех-четырехлетней давности в четыре раза», – констатирует Владимир Петерфельд. 
 
Создана оперативная группа АБТУР под названием «Сарма». Для нее закуплена техника – моторы, вездеходы. Также у них будут приборы ночного видения, тепловизоры, дроны, огнестрельное оружие. Это вторая группа в России после знаменитой московской группы «Пиранья». «Сарма» начнет работать в мае. Однако штатная численность АБТУР увеличиваться не будет. 

Теперь во время наиболее ответственных мероприятий в Бурятию стягиваются инспекторы рыбоохраны из других территориальных отделов АБТУР. Как известно, АБТУР охватывает не только Бурятию, но и Иркутскую область и Забайкальский край. 

«Из 112 человек в трех субъектах Федерации мероприятия осуществляли поддержание порядка в республике 80. Их командировали и на северный Байкал, и на Баргузин, и на Селенгу. И в этом году мы пойдем на самые жесткие и крайние меры», – говорит о маневрировании сил для охраны омуля Виталий Молоков. 

Положение на грани фола. Два года подряд два из трех рыбоводных омулевых завода в Бурятии законсервированы – Баргузинский и Селенгинский. Катастрофически не хватает омуля-производителя, чтобы заложить икринки на инкубацию. На восстановление деятельности рыбоводных заводов по федеральной программе выделено около полумиллиарда рублей. Сейчас они перешли в ведение Росрыболовства. 

В 2016 году на отлов производителей была выделена квота 25 тонн. Смогли выловить лишь шесть тонн. Омуля просто нет. Его биомасса стремительно падает. Росрыболовство планирует сохранять политику ужесточения минимум три года, а затем ежегодно оценивать запасы байкальского омуля. При сохранении негативного состояния ужесточение продлят. 

 Петр Санжиев, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.