Битва за Байкал

На прошлой неделе в столице Бурятии состоялось российско-монгольское совещание – подвели итоги серии общественных консультаций по проектам ГЭС в Монголии
A- A+
Стороны высказали свои мнения о встречах с жителями республики, еще раз прояснили свои позиции.

Монгольская угроза

В разных районах Бурятии прошло десять консультаций. Они вызвали большой интерес. Судьба Селенги, Байкала искренне волнует всех – от простых сельчан до членов республиканского правительства и «федералов». Итоговое заседание вел Юрий Сафьянов, исполняющий обязанности министра природных ресурсов Бурятии.

Проекты техзаданий по ГЭС «Шурэн» на Селенге и водоканалу «Орхон-Гоби» на ее притоке возмутили людей своей непроработанностью. Делегация из соседней страны, как известно, проводила презентации, после чего отвечала на вопросы. На местах все было в рамках приличий, несмотря на то что жители республики полны негодования. Для монгольской делегации дискуссия с населением Бурятии оказалась трудным испытанием. Гости не производили впечатления специалистов в своем деле.

В общественных консультациях приняли участие более 1300 жителей республики.

– Этот вопрос сложный. Вы знаете, что республика 22 года находится в маловодном периоде. Строительство гидроэлектростанций на территории Монголии нас не может не беспокоить. Потому что мы видим последствия маловодного периода. Это понижение уровня озера Байкал, исчезновение воды в колодцах, скважинах и т. д., – сказал, открывая заседание, и.о. министра.

О необходимости провести такие встречи долго говорилось, но монгольская сторона явно не горела желанием сделать это. Привлечение внимания федеральных структур, вылившееся в проведение слушаний, – это заслуга, в первую очередь, общественников Бурятии и правительства региона: били во все колокола.

Атмосферу на встречах усугубляло то, что часто гостям из Монголии было нечего ответить на звучавшие обоснованные претензии.

Взаимные обвинения

На заключительном совещании некоторые члены делегации повели себя крайне некрасиво. Наверное, сдали нервы. Прозвучали скандальные выпады в адрес экологов Бурятии.

Г-н Ендонгомбо, монгольский эксперт по гидроэлектростанциям,  заявил по итогам десятидневных консультаций, что население имеет ложные, сомнительные представления, которыми его снабдили «далеко непрофессиональные общественные экологические организации».

«У них было преимущество в том, что у них такой же родной язык, как у населения, и то, что они хорошо знают, как завоевать у населения доверие, используя открытость, великодушие, эмоциональность русского человека», – заявил эксперт.

Шокирующе прозвучало то, что он заподозрил российских экологов, что потом те могут предать интересы своей страны.

«Учтите, что эти преимущества они могут использовать не только против нас, но и против собственной страны. Я имею в виду российскую сторону. Если такой случай представится», – во всеуслышание сказал г-н Ендонгомбо.

Потом он резюмировал, что «русский человек всегда обдумывает услышанное однажды. Надеемся, что когда будем проводить следующие общественные слушания, климат будет совершенно другой».

Потрясенный и.о. министра Юрий Сафьянов решил дать небольшой ответ.

«Вы знаете, у Вас такое получилось интересное выступление. Вы сказали, что наши общественные организации либо давали какую-то ложную информацию, либо непроверенную. Мы говорим о том, что формат общественных консультаций позволяет любому жителю Республики Бурятия прийти и высказать собственное мнение», – прокомментировал он.

И призвал всех определиться.

«Если вы не согласны с итогами проведения, вы должны сказать прямо – мы не согласны, это была профанация, ничего не сделано, это саботаж», – прямо сказал Юрий Сафьянов.

Таким способом чиновник, наверное, хотел поставить точку в намечавшемся скандале. Но общественники восприняли выпады в свою сторону с возмущением.

«Про нас сказали, что мы настраивали население. Хочу вам ответить – это неправда», – сказала Наталья Тумуреева, представитель «Бурятского регионального объединения по Байкалу».

Она подчеркнула, что если бы экологи не работали с населением, приехавших вообще не стали бы слушать. Люди сами видят, что творится с Байкалом, и очень негативно относятся к планам по монгольским ГЭС. К тому же представленные материалы разочаровали. И по форме, и по содержанию.

«Считаю абсолютно недопустимым предоставление материалов населению в таком виде. Абсолютно непонятно, что здесь написано. Люди разбираться в этом мелком шрифте, в полоску, не будут. Это, думаю, вина группы MINIS (инициатор ГЭС. – Прим. авт.), которая некачественно подготовила материал. Об этом люди говорили на каждой консультации. Никто никого не настраивал», – высказалась общественница.

Прозвучали голоса и других оскорбленных.

Под давлением аргументов

Никто из монгольской делегации не одернул г-на Ендонгомбо, не выразил российской стороне сожаление по поводу некрасивого выпада против экологов Бурятии.

Сие одобрительное молчание заметили все. Такое отношение гостей не улучшило атмосферу на итоговом совещании.

Встречи с жителями республики принесли определенные плоды. Под давлением аргументов монгольская сторона была вынуждена признать некоторые свои промахи. Например, по санитарно-гигиеническому вопросу, что возникнет в случае строительства ГЭС.

«Мы выслушали много мнений, идей. Информацию собрали воедино и будем прорабатывать вопрос согласно этим мнениям. Все прошло успешно», – сказал г-н Мягмар, представитель министерства окружающей среды Монголии.

Он отметил, что такого рода консультации за границей являются первыми, а участникам представили детальную, прозрачную информацию о данных двух проектах.

В ходе консультаций в числе главных замечаний граждан было – тщательно изучить альтернативные варианты водоснабжения пустыни Гоби, не из водохранилищ ГЭС.

В ответ им говорили, что детальные исследования вариантов использования подземных и поверхностных вод были сделаны.

«Этот вариант является наиболее технически осуществимым», – сообщили и на заключительной встрече.

Так, проект «Орхон» – это, в первую очередь, проект водоснабжения населения и промышленности. Выработанное же там электричество будут использовать для обеспечения функционирования этого проекта.

Отступать не намерены

Всю встречу российская и монгольская стороны активно выражали благодарность друг другу за сотрудничество, отмечали, что все прошло в рамках закона, международных правил. Но ни у кого не возникло чувства, что стороны на самом деле сделали поворот к преодолению разногласий.

Делегация из соседней страны живописала, как монгольские речушки, ручьи высыхают, ледники в горах уменьшаются, быстро растет среднегодовая температура воздуха, экология ухудшается.

Правда, о том, что монголы развели неимоверное количество скота, ни один посланец Страны степей не вспомнил. Выпас чрезмерного количества стад (особенно коз) изматывает пастбища, где плодородный слой почвы и так хлипкий. В погоне за дорогостоящим козьим кашемиром араты не дают природе восстановиться и в итоге подталкивают крушение экосистемы, рост опустынивания.

«Среднестатистический гражданин Монголии на свои потребности использует пять-шесть литров воды в сутки. При этом, по той информации, которую мы получили из открытых источников, граждане вашей республики в сутки используют где-то 500–600 литров воды», – заявили монголы.

Намек ясен – будут наращивать доступ к воде. Гости показали завидное упорство: по ряду пунктов зарубежные партнеры отступать не намерены. Во всяком случае пока не видно признаков, что они пойдут на попятную.

«На их взгляд, с точки зрения возобновляемых источников электроэнергии, наиболее оптимальное – это строительство гидросооружений. Они нам это дали понять. Мы это услышали», – констатировал и.о. министра Юрий Сафьянов.

Бурятская сторона четко изложила свою позицию –  техзадания на две ГЭС требуют большой доработки.

«Мы проводили слушания в Гусиноозерске, в Доме культуры. Собралось более 300 человек. Наш народ активный, все изучили. Были заданы технические вопросы, на которые не были даны внятные ответы. Поэтому мнение жителей района – считать эти проекты неприемлемыми», – выступил Станислав Гармаев, первый заместитель главы Селенгинского района.

Есть идея разработать Концепцию совместного водопользования. Можно перейти на принцип квотирования, установить «водные» параметры по количеству и качеству. Важно желание. 

Внимание Кремля

Федеральные органы власти внимательно следят за ситуацией. Так, из Москвы прилетел депутат Госдумы от республики Алдар Дамдинов.

«Слушания имеют большое значение не только для Бурятии, но и России в целом», – обозначил он российское, а не региональное, значение встреч. – Проводятся постоянные консультации по линии межпарламентской группы. –  «В декабре прошлого года была встреча с группой депутатов Великого государственного Хурала во главе со спикером г-ном Энхболдом», – сообщил Алдар Дамдинов.

Он сказал, что в правительстве и парламенте России прорабатываются вопросы по поддержке Монголии в решении ее проблем – «Российская Федерация готова рассматривать и предлагать свои возможные проекты по балансировке энергобаланса Монголии».

Баир Цыренов, депутат Народного Хурала, от лица Фонда сохранения озера Байкал напомнил зарубежным партнерам о словах, сказанных президентом Монголии г-ном Элбэгдоржем после погружения в Байкал на аппарате «Мир»: «Байкал – наше общее достояние, и Монголия тоже должна вносить вклад в его сохранение».

Монголию призвали исходить не только из сиюминутных целей, но и смотреть глобально. Байкал – резерв пресной воды планетарного значения.

В одном из выступлений прозвучала мысль, что из цикла общественных консультаций стороны должны выйти сблизившимися. Увы, впечатление таково, что монгольские партнеры не совсем готовы к конструктивным, взаимовыгодным решениям.

Значит, борьба за священное озеро, голубую жемчужину мира, продолжится.

Петр Санжиев, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.