Тучи над киосками

Если политика в отношении торговых точек не изменится, то они могут исчезнуть
A- A+
Небольшие товаропроизводители Улан-Удэ просят власть не только сохранить, но и расширить сеть киосков и павильонов  по розничной продаже своих товаров. Они в непростых отношениях с местными сетями супермаркетов. Не секрет, что последние завалены, в основном, товарами из других регионов России и мира, в то время как местному производителю пробиться на полки  супермаркетов невозможно.

Предприниматели просят павильоны

Еще в 2014 году Минпромторг разослал по всем регионам письмо, в котором рекомендует местным властям перестать кошмарить малый бизнес, не сносить киоски и палатки, а если сносить, то предоставлять предпринимателям взамен другие, в обязательном порядке. Но, судя по действиям городских властей,  письмо Минпромторга для них не закон, а лишь рекомендация.

Вопрос о доступе местных производителей на полки бурятских торговых сетей известен и порой обсуждается. Правда, о значительном прогрессе говорить сложно.

– Для  производителей крайне важно иметь условия для реализации произведенной продукции. Для этого предлагаю при разработке схемы размещения нестационарных объектов рассмотреть наше предложение по увеличению количества мест для местных товаропроизводителей. В том числе в отдаленных микрорайонах города, – выразил мнение многих товаропроизводителей Борис Цыденов, председатель Совета директоров ОАО «Бурятхлебпром».

В Бурятии производством, к примеру, продуктов питания занимаются примерно 400 предприятий и организаций. Около четверти зарегистрированы и осуществляют деятельность в Улан-Удэ.

– Это позволит сохранить рабочие места, обеспечить рост экономики, – подчеркнул президент Гильдии хлебопеков Республики Бурятия.

В прошлом году пищевой и перерабатывающей отрасли удалось, несмотря на кризис, удержаться по объему производства на уровне 2015 года.  Крупные и средние предприятия произвели продукцию на сумму 4,5 миллиарда рублей. Наибольший вклад в выпуск продуктов питания внесли мясопереработчики, хлебопеки, кондитеры и молочники.

Так, в Улан-Удэ в минувшем году произведено около 20 тысяч тонн хлеба на сумму в 700 миллионов рублей. Это позволило на 105 процентов обеспечить норму потребления хлеба.

При этом небольшим производителям приходится несладко. Республиканские сети супермаркетов в последние годы создают собственное производство. Сами делают и сами продают в своих стационарных объектах. Замещают собственной продукцией товары сторонних предприятий.

– Роста производства по нашему предприятию не наблюдается, а производственные мощности загружены всего на 75 процентов, – констатировал Борис Цыденов.

Дополнительные сложности принес резкий рост в России курса иностранной валюты. Усложнилась модернизация, ведь импортное оборудование и комплектующие подорожали в рублевом эквиваленте почти в два раза. Это же касается импортного сырья. 

Большие помогут «съесть» маленьких?

Сейчас в столице Бурятии есть около 500 мест для размещения нестационарных объектов торговли. Но у небольших предпринимателей есть опасения, что мэрия может начать наступление на их интересы, убрав их скромные объекты с улиц.

Улан-удэнцы со своими деньгами вынужденно пойдут в крупные супермаркеты. Торговля монополизируется еще больше.

Небольшие предприниматели опасаются, что новая схема размещения нестационарных объектов, которую готовят в мэрии, станет блюдечком с голубой каемочкой, на котором их преподнесут крупным торговым сетям и огромным комплексам.

Финальный вариант схемы ожидается уже совсем скоро: его обещают опубликовать до майских праздников.  Сколько останется киосков и павильонов? Юрий Ткачев, председатель комитета по транспорту, потребительскому рынку и предпринимательству Улан-Удэ, дипломатично ответил «Номер один», что о конкретных цифрах говорить рано.

– Мы будем оптимизировать схему размещения. На некоторых местах объекты находятся, к сожалению, в совершенно ущербном состоянии, – сетует чиновник.

Председатель комитета также рассказал о методах формирования новой схемы.

– Обязательно просматривается нахождение по соседству других торговых объектов. Например, стоят крупные объекты, в которых все – осуществляется продажа и хлебобулочных изделий, и новостной продукции. Есть ли необходимость рядом поставить киоск? – остроумно отметил нашему изданию Юрий Ткачев.

Видимо, принцип такой – когда надо построить супермаркет близ павильонов, последние во внимание не принимаются. А когда заведут речь об открытии, наоборот, павильонов близ супермаркета, власти скажут: «Вы тут не нужны». 

В то же время супермаркеты и обширные комплексы растут как грибы после дождя.

Сдержки и противовесы

Отдадим должное – городские власти встречаются с предпринимателями, выслушивают их.

– Недавно была межведомственная комиссия с приглашением руководителей сети киосков по продаже прессы «Новости», которые представили свой бизнес-проект развития сети. Стоит вопрос оптимизации. Она бывает как в виде расширения, так и сокращения, – напомнил Юрий Ткачев.

«Бурятхлебпром» тоже подготовил обращение.

«Будем время изыскивать, с ними встречаться, смотреть», – пообещал председатель комитета.

Насколько широко наши чиновники отзовутся на предложения небольшого бизнеса, не угадает даже вся «Битва экстрасенсов». Однако, если количество мест сократят, это может заметно ударить по положению предпринимателей, рабочим местам. Это ясно без суперсенсорики.

Поддерживать ли разнообразие видов и форм бизнеса? Это не только экономический, но и социальный вопрос. Это вопрос политического здравомыслия и политической осмотрительности властей города.

Система сдержек и противовесов – залог устойчивости системы при ее одновременном развитии. Насколько хорошо муниципалитет осознает это, сложно сказать.

Если в Улан-Удэ разрешат ставить больше киосков и  павильонов, это усилит экономические  позиции небольших предприятий – местных товаропроизводителей. Если власти ударят по этой форме, то сделают мощнее другую сторону – «крупняк». Скоро увидим, что думают в мэрии о сдержках, противовесах, балансе. 

Деньги на кассу!

Еще один сюрприз подкинула Москва. В стране приняты невиданные ранее требования к кассам, и бурятские предприниматели бросились обновлять кассовые аппараты. Люди в шоке. Модернизация обойдется нашему бизнесу в многомиллионную сумму.

– Нашему предприятию замена кассовых аппаратов и дополнительные затраты обойдутся в более чем десять миллионов рублей, – говорит тот же Борис Цыденов.

Отныне касса должна иметь не привычную электронную защищенную контрольную ленту, а фискальный накопитель.
 
– Новую кассу «Пионер» купили – 22,8 тысячи рублей. Плюс заключили договор о передаче данных – это еще три тысячи рублей. Получилось 25,8 тысячи рублей. Касса – ладно. Обидно платить за передачу данных. Видимо, опять кто-то решил деньги содрать с российских предпринимателей, – пожаловался нашему изданию один из мелких улан-удэнских предпринимателей.

Требуется подключить кассу к Интернету, заключить договор с оператором фискальных данных, и тот будет отправлять выбитые чеки, в электронном виде, в налоговую службу.

Данные будут направляться в налоговую сразу, а не раз в год при фискальном отчете, как раньше. Когда покупатель будет рассчитываться на кассе в магазине, ему, как и раньше, должны обязательно выдать бумажный чек. Но теперь, если он потребует, ему предоставят чек и в электронном виде.

Таким образом, давление на небольшие торговые точки дошло до предела. Укрупнение бизнеса идет полным ходом, пока мелкие киоски и павильоны висят на волоске. В ближайшем будущем их судьба решится окончательно. И от того, какое решение примут городские власти, во многом зависит торговое будущее столицы.

Петр Санжиев, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.