Маленькие беглецы

Почему подростки уходят из дома?
A- A+
Ежегодно с приходом весны по всей стране фиксируется всплеск побегов детей из дома или из социально-реабилитационных центров. От чего бегут дети и что делать с беглецами родителям? «Страх наказания не сможет предотвратить новые уходы подростка из дома. Наказание будет провоцировать более длительные побеги», – констатирует психолог Игорь Бадиев.

Побег побегу рознь

– Игорь Валерьевич, почему же дети убегают из дома? 

– Проблема самовольных уходов несовершеннолетних не новая, она существовала всегда. И в этом плане мы должны понимать, что не все побеги одинаковые. Дети уходят из дома по разным причинам. Нельзя всех грести под одну гребенку. 

Самый редкий вид побегов из дома – это дромоманический побег. Дромомания – это страсть к бродяжничеству. Как правило, такой вид побегов сопряжен с какими-то расстройствами личности ребенка, с психиатрическими заболеваниями. И естественно, в этом случае ему нужна квалифицированная медицинская психиатрическая помощь. 

– Как они совершаются?

– У ребенка внезапно возникает желание уйти куда-нибудь. Им может двигать поиск новых ощущений или жажда приключений. Такие побеги не планируются, у подростка совершенно спонтанно (для родных и даже для него самого) возникает непреодолимое желание куда-нибудь уйти. Такие побеги могут быть длительными и очень далекими. При этом желание вернуться обратно домой возникает так же внезапно, как и возникло желание убежать. Во многом длительность таких побегов сопряжена со страхом наказания. Поэтому дети долгое время могут где-то бродить, ночевать в подъездах, у знакомых и не возвращаться. 

Потом ребенок все равно приходит домой, и течение его жизни идет в обычном русле, но до тех пор, пока у него снова не возникает непреодолимое желание уйти куда-то. Бывает, вышел он в магазин за хлебом, и не смог остановиться – ушел куда глаза глядят. У взрослых такое поведение часто встречается при шизофрении. Если в подростковом возрасте зафиксированы такие дромоманические побеги, это, в первую очередь, повод обратиться за помощью к психиатру.

Бег во взрослую жизнь

Но еще раз подчеркну, это очень и очень редкий вид побегов. Подавляющее большинство самовольных уходов подростков относятся к другим типам. Одним из наиболее распространенных побегов является эмансипационный побег. Он связан со стремлением подростка освободиться от опеки, как проявление своей независимости. 

Ребенок, чувствуя давление взрослых, видя, что они относятся к нему, как к ребенку, хотя он себя уже им не считает, хочет проявить свою самостоятельность. Он собирается и уходит из дома. 

В отличие от первого вида, такой побег спланирован, подросток уходит не абы куда, он идет в определенное место, как правило, к друзьям и знакомым, и не ночует по подъездам и подвалам. Как правило, побеги этого вида не бывают особо продолжительными. Потому что включается материальная сторона вопроса, и ребенок, оставшись без средств, вынужден вернуться домой. Хотя, конечно, известны случаи, когда подросток, убежав из-под опеки родителей, потом начинал самостоятельную жизнь и успешно социализировался. Но это единичные случаи. 

Уйти, чтобы быстрее нашли

Еще один вид побега схож с эмансипационным – это демонстрационные побеги. Здесь уход из дома – чисто демонстрационный. При этом грань между этими видами достаточно тонкая и на первый взгляд может быть незаметной, но она существует для психолога, который анализирует такой побег.

Мотивация ухода ребенка достаточно четко представлена, ведь эмансипационный побег – это стремление освободиться от опеки, а демонстрационный – стремление привлечь к себе внимание. Поэтому чаще всего это непродолжительный, не дальний побег. Он, как правило, не планируется, а совершается спонтанно. Подросток уходит недалеко от дома и старается быть там, где бы его быстрее всего нашли. 

– Этому уходу, скорее всего, предшествует какая-то конфликтная ситуация? 

– И в эмансипационном, и в демонстративном побегах уход из дома часто сопряжен с конфликтом, который служит своего рода триггером – спусковым механизмом. Причем конфликты могут быть абсолютно разными. 

– Это могут быть не только проблемы детско-родительских отношений?

– Не обязательно. Демонстрационный побег показывает, кому он адресован и что подросток хочет этим показать. Он совершается для того, чтобы его нашли. И в том и в другом случае побеги связаны с бытовыми конфликтами, но когда мы говорим о демонстрационном побеге, чаще всего конфликт, предшествующий уходу, может быть достаточно поверхностным. 

– Вид побега как-то связан с особенностями личности ребенка?  

– Да, это особенность демонстративной личности с ярко выраженными истероидными чертами. Эмансипационные побеги чаще совершают ярко выраженные лидеры, очень активные, стеничные подростки.  

Сбежать ради спасения

К сожалению, часть побегов может быть сопряжена с серьезными конфликтами, которые не позволяют их квалифицировать как однозначно эмансипационные или демонстративные. Нельзя сказать, что это однозначно борьба за независимость или демонстрация чего-либо. Это побеги, вызванные насилием. В этом случае побег выступает в качестве защитной реакции, способа спасения. 

Поэтому проблеме самовольных уходов несовершеннолетних нужно уделять достаточно пристальное внимание. Во-первых, убегая, ребенок оказывается без надзора, он может стать жертвой преступления или сам совершить его. А во-вторых, побег может служить признаком неблагополучия, хотя и не обязательно. 

Именно поэтому, в первую очередь, необходима дифференциальная диагностика самовольного ухода, которая выявит, к какому типу относится данный побег. Это нужно, чтобы работать с причинами, а в дальнейшем определить, нужна ли ребенку квалифицированная психиатрическая помощь, или необходима психологическая помощь, или нужна социально-правовая помощь.   

Страх мешает вернуться домой

Педагогам, воспитателям и родителям нужно знать все эти виды побегов, ведь, исходя из мотивов, нужно будет по-разному работать с детьми. Например, по новостям прошло – «шесть детей убежали из реабилитационного центра». Как реагируют люди? Они начинают кричать, «бедные дети, их, наверное, бьют в этом центре, не кормят или прижимают». Это некорректно. Потому что побег не является однозначным показателем применения насилия к ребенку. Здесь нужен квалифицированный анализ – что это был за побег, какие были причины у детей его совершить? Ведь в этой группе у каждого ребенка была своя мотивация – кто-то совершил демонстрационный побег, кто-то пошел вслед за лидером.

Однако, к сожалению, такого тщательного анализа у нас не проводится. Работая в этой сфере, я могу сказать, что у нас пытаются найти какое-нибудь одно универсальное решение, которого для разнородных явлений просто быть не может. 

– Если никто тщательно не разбирается, то наверняка детей просто наказывают за побеги, и все?

– По поводу наказаний часто можно услышать вопрос родителей: «Мой ребенок где-то пробегал несколько дней, вернулся домой, что мне делать – наказывать его или нет?». Мы должны понимать, что наказание не является этаким «предотвратителем» побега. Наказание является обстоятельством, которое провоцирует более длительные побеги. Именно страх наказания во многих случаях мешает ребенку вернуться домой. И это очень четко нужно понимать. В этом таится большая опасность.

– Значит, нужно идти к психологу?  

– Да, необходимо обратиться к квалифицированному специалисту, он сможет выявить причины, которые толкнули ребенка на побег. Это может быть результатом нарушения в детско-родительских отношениях или, может, причина побега кроется в глубоком конфликте. Тем более что побеги сопряжены с подростковым кризисом.

Почему подростки?

– Игорь Валерьевич, говоря сейчас о побегах, мы имеем в виду подростков какого возраста? 

– Начиная с 11–12 лет. Как правило, раньше побеги не проявляются, если это не связано с реальной безнадзорностью детей.

– Разъясните, почему дети бегут из дома именно в подростковом возрасте. 

– Потому что именно на этот возраст приходится пик борьбы за независимость, отстаивание своего «я» и своих интересов, самоидентификация. До этого у ребенка нет понимания, что он – личность, а значит, независимый человек, который может отстаивать свои права.

Поэтому ребенок младшего школьного возраста не совершает побегов целенаправленно. Он может где-нибудь заиграться, может по недогляду уйти не туда, потеряться во времени, а потом бояться вернуться. Но это нельзя назвать самовольным уходом. 

– Бывают ли исключения, когда маленькие дети совершают запланированный уход из дома?

– Бывают, если побег связан с ярко выраженным социальным неблагополучием и насилием. 

Вообще же, страсть к бродяжничеству встречается в разных возрастных группах, и у взрослых людей, в том числе. Определенная часть лиц без определенного места жительства – это как раз люди со страстью к бродяжничеству. 

Беседовала Любовь Ульянова, «Номер один». 
Вопросы психологу вы можете задать по адресу: pismo77@inbox.ru 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.