Ребенок напрокат

Почему сирот берут в семьи, а потом возвращают, как ненужную вещь
A- A+
В свое время в Бурятии, как и по всей стране, был взят курс на то, чтобы как можно больше детей-сирот были распределены по семьям. Но благая задумка, как это часто бывает, обернулась непредвиденным «побочным эффектом» – подержав ребенка какое-то время в семье, некоторые горе-родители возвращают его обратно, словно разонравившийся товар. 

Не единожды преданные

В прошлом году 92 ребенка были взяты в приемные семьи, а потом возвращены в казенные дома. За несколько месяцев текущего года еще 18 детей стали не нужными в новых семьях и вернулись на прежнее местожительство. 

Только вдумайтесь: 110 ребят-отказников за последнее время! За каждым из них стоит трагическая судьба и, быть может, навсегда сломанная жизнь.  

– Если сравнивать тех ребят, которые всю сознательную жизнь провели в казенном учреждении, и тех, кому «посчастливилось» попасть в семью, от которых вновь отказались, то, конечно, вторым повезло меньше. То, что они хотя бы на время почувствовали материнскую заботу, нисколько не скрашивает тот факт, что эти детки были преданы дважды. Сначала своими родителями (большинство стали сиротами при живых родителях), затем еще и приемными родителями. После такого двойного предательства, как правило, ребята становятся более замкнутыми, агрессивными, циничными. Они больше никому не верят, – говорит психолог Оксана Симонова.   

Бывают случаи, когда речь идет даже не о двойном предательстве. В Бурятии есть дети, которых брали, а потом вновь отдавали в детские дома по несколько раз. Есть и вовсе шокирующий пример: один мальчишка-сирота попадал в приемные семьи, а затем от него отказывались вновь и вновь восемь раз подряд! 

Психологически не готовы?

В минсоцзащите объясняют случаи отказов от приемных детей непредвиденными факторами или психологическими трудностями. 

– Причины возвратов разные – например, болезнь или смерть приемных родителей. Часто возвращают детей подросткового возраста, объясняя тем, что не могут справиться с ребенком. Для того чтобы возвратов было меньше, в Бурятии работают службы сопровождения замещающих семей, – комментируют в пресс-службе министерства социальной защиты. 

В Кабанском районе, как и во многих других, случаи возврата сирот происходят регулярно.  

«Так было в семье Ивановых (называть настоящие имена, фамилии мы не имеем права). Семья, вырастившая своих детей и отпустившая их во взрослую жизнь, взяла под опеку девочку-подростка. Первое время все было хорошо: Наталья помогала по дому, стала подтягиваться в учебе. Но потом ее как подменили – девочка начала уходить из дома, появились вредные привычки, да и мелочь из карманов опекунов стала исчезать все чаще. Семья вернула ребенка в казенное учреждение. Таким же печальным исходом обернулось проживание в семье четырехлетнего Даниила. Сам по себе мальчишка был очень подвижным, любознательным и часто мешал своими расспросами приемной маме выполнять какую-либо работу по дому, с ним было тяжело сходить в гости и спокойно поговорить по душам с подругой. Он занимал все свободное время женщины, а она, как оказалось, была к этому не готова. Поняв, что ее родные дети намного спокойнее и с ними нет проблем, она вернула малыша в приют», – пишут журналисты районной газеты «Байкальские огни». 

Очень часто бывают возвраты по абсолютно нелепым причинам. 

«Возвращая Илью в приют, его приемные родители заявили, что он специально рвет все вещи, которые они ему покупают, и ломает бытовую технику. «Он просто неблагодарный ребенок», – с этими словами родители покинули приют без тени сожаления на лице», – сообщают районные журналисты. 

Заработать на сиротах

На наш взгляд, среди тех, кто возвращает приемного ребенка обратно, львиная доля родителей  берет детей ради выгоды. Об этом не любят говорит чиновники, с возмущением спорят приемные мамы – мол, особо не наживешься на этих мизерных выплатах, но такая проблема в Бурятии была и есть по сей день. Особенно много примеров корыстных «родителей» – в селах, где выживать сегодня без работы и денег особенно сложно. 

Итак, разберемся, какую поддержку оказывает государство будущим приемным родителям.  

– Приемный родитель имеет право на единовременное и ежемесячное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью. Без учета районных коэффициентов с 2017 года выплата единовременного пособия производится в размере 16350,33 рубля. Ежемесячное вознаграждение приемному родителю установлено в размере 4902,50 рубля  за воспитание и 4452 рубля за содержание одного ребенка. В случае принятия на воспитание пятерых и более приемных детей установлено ежемесячное вознаграждение в размере 25466,50  рубля, – говорят в минсоцзащиты.

Кроме того, приемные   семьи, воспитывающие троих и более детей, включая родных, усыновленных и приемных, дополнительно имеют право на ряд льгот и привилегий. К примеру, у них есть право на бесплатное и однократное предоставление в собственность для индивидуального жилищного строительства земельных участков. Последний «бонус» сейчас особенно популярен в деревнях. 

Жители сел говорят: доходит до  того, что семьи, как бездетные, так и уже имеющие родных детей, берут себе «нужное количество» сирот, после чего они имеют право заполучить в собственность участок земли. Затем ребенка возвращают обратно. Кстати, об этой страшной тенденции даже пишут открыто в соцсетях. 

«Про подлости. Суть дела. В районах давали земли, если берешь ребенка из детдома. Мой сослуживец работает в администрации одного из районов. Взяли ребенка, получили земли, вернули ребенка. Я узнал, долго не верил. Сегодня встретились толпой, зашли в ресторан. Спрашиваю: «Это правда?» Агрессивно отвечает: «Да». Отвечаю: «Ну ты и тварь!» Растащили нас друзья кое-как. Куда делся тот веселый парень, который со мной стоял на блокпосте, не боявшийся смерти? На душе так погано, как будто в грязи изваляли. Вот и конец дружбе», – пишут в популярном паблике Аноним03. 

Любовь без условий

Но, конечно, хороших примеров тоже немало. В семье Валентины Красниковой 14 ребят! Из них только трое – кровных. Но у Красниковых нет разделения на своих и чужих. Все дети не только растут в любви и заботе, хорошо учатся, но и занимаются спортом (спортивная гимнастика, акробатика, рукопашный бой, таэквондо), музыкой и рисованием. Кто-то уже стал кандидатом в мастера спорта, а кто-то – чемпион СФО.  

Есть среди детей и те, от кого уже отказывались в предыдущей приемной семье. 

С каждым из ребят Валентина Владимировна сумела наладить контакт. Но многодетная мама не скрывает, что порой было сложно. Были и случаи воровства денег из дома, и непонимание, но у Валентины Владимировны и ее супруга никогда не стоял вопрос, чтобы вдруг отказаться от кого-то из детей. 

– Многие не осознают, что их ждет. Потому что, когда ребенок приходит в дом, все начинает крушиться. Мы, например, посуду меняем полностью почти каждый год. Но дети не виноваты в том, что у них условия жизни были такие: никогда их никто красиво не одевал, на хорошей постели они не спали, денег не было. Они просто не понимают ценности вещей. Могут запросто сломать, порвать, выкинуть. Был случай, когда дочка украла у брата деньги, которые он копил. Купила чупа-чупс, а остальные закопала где-то. Мы так и не нашли их, – улыбаясь, вспоминает Валентина Красникова. 

Но, пройдя через множество испытаний, Валентина Владимировна по сей день считает, что трудных детей не бывает – бывают родители, которые не хотят меняться сами. Более того, она готова вновь принять в свою большую, дружную и счастливую семью еще одного ребенка.  

– Люди просто не готовы бороться с этим отторжением, которое внутри человека живет. Потому что это надо себя ломать, а не детей. Детей не надо перевоспитывать, не надо какую-то плохую генетику бояться без ума. Надо просто понимать – что тебе надо их полюбить. Если ты их полюбишь, вот искренне, как своих, по-настоящему. Если ты не брезгуешь ими, способен сопельки вытереть и при этом не раздражаться, то все будет нормально. Ведь любовь условной не бывает: любят не за то, хорошо ты будешь себя вести или нет. 

Закончить хочется тем же, чем и начали, – цифрами. По статистике, только 5% детей-сирот, воспитывавшихся в казенных учреждениях, могут социально адоптироваться во взрослой жизни. Участь остальных – суициды, криминал, тюрьма или алкоголизм. И сегодня к этой армии ни в чем неповинных ребят мы своими руками прибавляем новых разочарованных и озлобленных на весь мир людей. Потому что вырасти счастливыми у таких «использованных» взрослыми детей, скорее всего, не получится. 

Василиса Шишкина, «Номер один». 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.