Несвоевременные дети

Решить вопрос переполненности школ планируется в следующем десятилетии
A- A+
На места пяти тысяч выпускников, покидающих школы Бурятии, в новом году придут 16 тысяч первоклассников. Притом что восемь школ Улан-Удэ и Иволгинского района уже работают в три смены, а их директора получают предписания Роспотребнадзора, вопрос начали решать только сейчас. «Номер один» пытался разобраться, как изменится ситуация со школьными партами в ближайшие годы.

Проблемы по цепочке

Десять лет назад государство резко озаботилось вопросом демографии и произвело на свет «Закон о маткапитале». Поняв, что рождение второго (и последующего) ребенка помогает улучшить жилищные условия, россияне приняли предложение и стали рожать активнее. В итоге за десятилетие программа дала стране 7,8 миллиона новых граждан. Но за все эти годы позаботиться о будущем нового поколения так и не удосужились. 

По крайней мере, такое положение вещей складывается в столице Бурятии, где дети стали для чиновников серьезной проблемой. За последние двадцать лет в Улан-Удэ не было построено ни одной новой школы. Незначительно лучше ситуация развивалась и с детсадами – чтобы устранить очереди в дошкольные учреждения к 2016 году, чиновники совершали совершенно немыслимые кульбиты. Пренебрегали санитарными нормами, убирали из садов пищеблоки и буквально «утрамбовывали» в них детей. Не влезающих, «чтобы реализовать право ребенка на дошкольное образование», приписывали к школам. В них, вместо элементарного общения со сверстниками, завтрашним школьникам по три часа в день преподают азы грамоты. 

Но тех ребят, кто с грехом пополам перерос этот этап дошкольного детства, впереди ждут новые испытания. Они приходят в школы, которые еще больше, чем детсады, не готовы их принять. 

Три первоклассника на одного выпускника

Сегодня в 55 школах Улан-Удэ обучаются около 56 тысяч школьников – больше чем по тысяче на школу. Притом ни одна из городских школ не рассчитана на тысячу мест. 
В новом 2017 учебном году в первые классы Улан-Удэ пойдет порядка 7,5 тысячи первоклассников. Выпустится из них только 2300 учеников. Приходящих вдвое больше, чем уходящих, и такая ситуация повторится уже в пятый раз. 

Улан-удэнские школы ломятся от избытка учеников. Растут дети самих горожан, растет поток переезжающих из районов и жителей пригорода. Родители из Вахмистрово, Сотниково, Эрхирика трудоустраиваются в Улан-Удэ и стараются пристроить детей в более престижные городские школы, где и без того катастрофически не хватает мест.

Аналогичная картина взрывного роста поступающих в школы по всей республике – на место пяти тысяч выпускников придут 16 тысяч первоклашек. Но самые серьезные проблемы с дефицитом школьных мест, кроме Улан-Удэ, испытывает Иволгинский район. Там одна из школ работает в аварийном состоянии и с печным отоплением, но больше детей обучать просто негде. 

В итоге городские школы № 48, 44, 54, 63 уже фиксированно принимают учеников в три смены и рискуют перейти на четырехсменку. В три смены учатся и четыре школы Иволгинского района – Гурульбинская, Нижнеиволгинская, Сужинская и Посельская. 

В пике рождаемости виноват директор

Согласно санитарным нормам и правилам, обучение в три смены в школах запрещено законом. В марте Роспотребнадзор по Бурятии добился судебного запрета вести образовательный процесс в три смены для 54-й школы. Естественно, школа оспаривает решение в вышестоящих судах. Потому как других вариантов у нее нет. 

Суд принимает решение, руководствуясь правовыми нормами: третья смена вне закона. Как при этом за две смены уместить в 40 кабинетов больше тысячи учеников, суд уже не касается. Согласно российскому законодательству это проблемы директора школы. 

По статье 6.7. КоАП РФ за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к образовательному процессу штраф для директора составляет до семи тысяч, на школу – до семидесяти. За повторное (не устраненное) нарушение штрафы вырастают вдвое. По закону школу даже можно закрыть на три месяца. 

Что может сделать директор, если к школе уже приписано вдвое больше детей, чем она способна принять, законодательство умалчивает. 

Предписания со сроками устранения нарушений выданы еще шести школам с тремя сменами, впереди их ожидают такие же бессмысленные суды.

Но несмотря на возможные санкции, сейчас переполненным школам не до трех смен. Вместе с городским комитетом по образованию они лавируют, чтобы не допустить перехода на четвертую смену. Перераспределяют участки, чтобы снизить количество учеников в переполненных школах, и даже арендуют помещения у колледжей под школьные парты.

При этом в минобразования заявляют, что переоборудовать под школы пустующие помещения (коих в республике хватает) нельзя – из-за требований Госпожнадзора и прочих законодательных хитросплетений.

Как пояснила «Номер один» председатель комитета по образованию администрации Улан-Удэ Ульяна Афанасьева, городу нужно как минимум шесть новых школ, чтобы перейти хотя бы на стабильные двухсменки. Причем строительство школ по новым требованиям – удовольствие дорогостоящее. По приказу федерального Минобразования только оборудования в расчете на одного ребенка в школе должно быть на 178 тысяч. Так,  средняя стоимость строительства новых школ составляет от 700 миллионов до миллиарда рублей. На обучение в две смены это минимум 4,2 миллиарда на новые школы уже сегодня.

Не в этом десятилетии

Родители бьют тревогу по поводу трехсменок уже три года. За это время количество переполненных школ выросло в разы. И задачу, наконец, начали решать. 

По прогнозам, до 2020 года ситуация с растущим потоком первоклашек в Бурятии не изменится. Но в минобразования Бурятии «пошли дальше» и разработали планы строительства новых общеобразовательных учреждений на 2016–2025 год. За эти годы в одном только Улан-Удэ планируется построить 36 новых школ. В планах минобраза и строительство школ по 1500 мест в каждом районе города, начиная с 2018 года, и восемь новых школ в сотых кварталах.  

Но почему-то большая часть строительства, покупки и ремонта школ запланированы только после 2020 года. В этом году в Улан-Удэ планируется ввести в эксплуатацию 1010 новых мест за школьными партами. Хотя первоклашек уже в этом году на пять тысяч больше, чем выпускников.

В Иволгинском районе, где ситуация не лучше, согласно тому же плану будет построено около 600 новых школьных мест к 2018 году, еще 1230 мест – к 2023 году.
Таким образом, внушительного вида республиканская программа надежды на решение проблемы в обозримом будущем не оставляет. 

Местные власти, как хорошие пятиклассники, сделали работу над ошибками и вычислили, сколько нужно школ, чтобы перейти на односменки к 2025 году. На бумаге планы составлены, сметы подсчитаны. И, возможно даже, эту задачку решат – если не остановит традиционная нехватка средств на софинансирование федеральных программ и если программа «маткапитал» будет, наконец, остановлена в 2018 году. Будет ли приток детей снижаться и, уж тем более, когда это произойдет, никто сейчас подсчитывать не берется. 

Разберутся с переполненностью школ, по всей видимости, к тому моменту, когда нынешние первоклашки уже их покинут. Тогда новые потоки действительно будут учиться в одну смену. Зато другой вопрос – о готовности к приему на работу уже подросших граждан – встанет уже перед минэкономики. И решать этот вопрос нужно было еще вчера, поскольку с заводами, сельским хозяйством и турбизнесом ситуация сейчас обстоит ненамного лучше, чем с образовательными учреждениями. 

Ирина Вершинина, «Номер один». 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.