16.06.2017
Улан-удэнцы массово жалуются на некачественные коммунальные услуги

Из крана вместо горячей воды течет теплая, а порой и холодная. Чтобы принять душ, людям приходится несколько минут «пропускать» воду, а это лишние кубы на водосчетчике. Плюс к тому: в подвалах домов активно устанавливают расходомерные шайбы, которые якобы помогают экономить ТГК на подогреве, но отрицательно сказываются на качестве услуг. Многие живут с такой проблемой на протяжении нескольких лет, потому что уверены: взыскать компенсацию с теплоснабжающей организации – нечто сверхъестественное. 

Холодная по цене горячей

В редакцию нашей газеты поступило несколько звонков от жителей города. Одни, с трудом сдерживая эмоции, рассказывали, что мириться с самоуправством ТГК-14 им приходится, по меньшей мере, три года, другие терпят несколько недель. В тех и других случаях люди столкнулись с полным равнодушием к проблемам потребителей. 

– Когда воду горячую включили после 11 мая, у нас начались проблемы. Из крана горячей воды начала течь теплая. Порой помыться невозможно было в этой воде, – рассказывает Надежда Конон, жительница улицы Московская.

По всей видимости, в ТГК решили, что летом кипяток не так популярен, как зимой, и можно подавать теплую воду вместо горячей. Когда женщина поняла, что воду не собираются нагревать как прежде, начала звонить в управляющую компанию. Комиссия коммунальщиков замерила температуру, и выяснилось: она не превышает 40 градусов. Вслед за комиссией замеры сделали и сотрудники ТГК-14. Все, как положено, – спустились в подвал, замерили, заактировали.

– Обещали исправить нарушение. Спустя несколько дней после данного ими обещания приходили еще раз замерять. Температура воды в подвале на тот раз составила уже 55 градусов. Но все равно этого мало, ведь норма – 60–75 градусов, – жалуется Надежда. 

С этой проблемой, по словам жалобщицы, столкнулись жители еще четырех соседних домов. Кто-то вызывал комиссию на дом, а кто-то ждет, когда тепловики сами все обнаружат и исправят. Надежда Николаевна такую позицию не поддерживает. 

– Я им плачу по полной, а они мне услугу не оказывают. Такого быть не должно. Почему я должна платить за холодную воду, как за горячую? – недоумевает женщина. 

Сейчас жительница улицы Московская добивается перерасчета от снабжающей организации, пока безрезультатно. 

Долгожданная вода

Но если Надежда Николаевна вынуждена потреблять теплую воду вместо горячей только месяц, то Марина Кардовская мирится с этим уже три года. Девушка рассказывает, что горячую воду ей приходится «пропускать» четверть часа каждый раз, когда она требуется. 

– Чтобы дождаться, когда холодная вода превратится в теплую, о кипятке я уже и не мечтаю, нужно оставить включенным кран минут на пятнадцать. И так каждый раз, когда требуется горячая вода, – говорит Марина Кардовская, жительница дома по улице Гарнаева. 

Девушка уверяет, что не единожды обращалась в управляющую компанию, но все тщетно. Обещали вызвать комиссию для замеров, но так и не пришли, а потом и вовсе перестали отвечать на звонки. Самое ужасное, что от желания Марины пользоваться горячей водой зависят еще и соседи.

– Соседка сверху рассказывала, что пока я была в отъезде и, естественно, не давала горячей воде пробежать, ей приходилось пропускать воду по полчаса. Вместо обычных пятнадцати минут она включала подольше, и, соответственно, ей пришли чеки с нереальными цифрами, – говорит девушка. 

Сама Марина платит за горячую воду примерно тысячу рублей в месяц вместо положенных четырехсот. По чекам видно, что горячей воды потреблено чуть ли не в два раза больше, чем холодной, тогда как обычно должно быть с точностью наоборот. Девушка также намерена требовать перерасчета. 

В суд за правдой

К слову, в судебном производстве немало решений в пользу потребителей. Например, в феврале этого года мы писали о горожанке, которая через суд принудила ТГК списать ее долги за горячую воду, так как по факту вода была теплой. А также ей удалось взыскать несколько тысяч рублей в качестве компенсации морального вреда. Другими словами, выиграть суд и наказать теплоснабжающую организацию – вполне реально. Юристы уверяют, что сделать это очень просто. 

– Температура горячей воды из крана должна быть не ниже 60 градусов и не выше 75 градусов. Необходимо обратиться в управляющую компанию с заявлением о проведении проверки специалистами управляющей компании. По результатам проверки специалист должен составить акт, экземпляр которого предоставляется заявителю, – говорит юрист Сергей Яковлев.

Далее у потребителя два пути: либо требовать (обязательно в письменной форме) перерасчета. То есть просить, чтобы за «горячую» воду взяли оплату, как за холодную. По факту ведь она была не горячей, вот и платить за нее надо в разы меньше. Либо подать иск в суд, не забыв приложить к нему акт замера температуры воды.

В случае с нашими героинями есть реальный шанс наказать теплоснабжающую организацию за оказание некачественных услуг. Тем более что для этого есть еще один веский повод – горожане уверены, что ТГК экономит на расходе воды. 

– Сотрудники ТГК-14 в целях экономии ставят специальные шайбы на свои приборы по поставке горячей воды, чтобы вода у горожан шла не такая горячая, как хотелось бы, соответственно увеличивая расход, – рассказывает один из жителей Улан-Удэ.

Со слов специалистов в сфере коммунального хозяйства, данная шайба сокращает диаметр трубы, через которую поступает горячая вода. При правильной установке она помогает распределять горячую воду равномерно по домам и квартирам. 

– Когда шайба не стоит на трубе, вода в дом заходит, бегом пробегает везде горячая и выбегает. Зашла, например, 60 градусов, вышла 58. Во всех квартирах горячая. ТГК это не устраивает. Благодаря этой шайбе диаметр трубы сокращается, она не дает воде быстро вытечь из дома, притормаживает ее. В результате в первых подъездах вода горячая, а в последних теплая. К примеру, заходит 60 градусов, выходит 40, – говорит специалист. 

Таинственная шайба

Со слов коммунальщика, из-за того что вода течет по трубам медленно, она быстро остывает, и людям, живущим в последних подъездах, приходится включать кран и «пропускать» воду, до тех пор пока она не станет горячей. Все это фиксируют водосчетчики, как итог – крупные счета от ТГК-14. 

– ТГК просто хочет сэкономить на подаче воды, чтобы она просто так не бежала по дому и чтобы ее не приходилось постоянно подогревать. Ведь это лишние траты на уголь. А заодно наживаются на простых горожанах, которые вынуждены держать кран с горячей водой включенным по 15 минут, ожидая, когда там уже потечет горячая вода, – говорит один из возмущенных горожан. 

В комитете городского хозяйства с такими выводами не согласны. Утверждают, что установка шайб прописана в техническом регламенте, и без них может произойти сбой в подаче тепла и горячей воды.  

– Шайбы нужны для регулировки гидравлического режима. То есть горячая вода, которая идет от котельной, должна равномерно распределяться по каждому дому. Дома ведь разные бывают, всем требуется разное количество тепла и горячей воды. Шайбы устанавливаются для того, чтобы в дома заходило ровное количество необходимого тепла. Если их убрать, ближние к котельной дома будут получать больше тепла, а в дальних домах будет холодно, – комментирует начальник отдела коммунального комплекса Андрей Дроздов. 

Зато с тем, что горячую воду ТГК-14 зачастую недогревает, в комитете согласны. С такой проблемой сталкиваются почти все горожане. Большинство из них – люди работающие, которые не имеют свободного времени на разбирательства с теплоснабжающей организацией. Чем последняя, по всей видимости, и пользуется. 

Из двух тысяч благоустроенных домов жители 600 платят за воду по теплосчетчику, то есть чек на горячую воду варьируется в зависимости от ее температуры. Остальные – жители 1400 домов – платят за горячую воду по индивидуальному водосчетчику, то есть по потребленному объему, вне зависимости от того, какой температуры была вода.  А теперь представьте, сколько лишних денег горожане отдают за некачественные услуги, и подумайте, готовы ли вы оплачивать то, чего не получаете. 
 
Елена Темникова, «Номер один».
^