ЖКХ из-под палки

В Бурятии коммунальные службы работают только под угрозами
A- A+
Ежедневно в улан-удэнских квартирах происходят десятки коммунальных аварий. Нередко пострадавшим еще и приходится доказывать собственную невиновность. В ход идет все – от записей разговоров, угроз журналистами и проверками, до звонков «сверху». О том, какие инструменты эффективно работают при взаимодействии с коммунальщиками, «Номер один» рассказывает на свежих июньских примерах.

Кубометр отходов на голову

В ночь на 1 июня жительница многоквартирного дома по улице Комсомольская обнаружила на кухне лужу. Как полагается, она стала звонить на номера экстренных служб управляющей компании «Эталон-С», указанные на информационном щитке в подъезде. Но аварийные телефоны, все как один, объявили улан-удэнке бойкот. 

Во втором часу ночи лужа перестала собираться тряпкой, а к ней добавилась прибывающая вода в унитазе и ванной. Юля постучалась к соседке снизу и попросила о помощи. Обзвонив молчащие экстренные номера и «службу города» по третьему кругу, соседка не выдержала.

– Я звоню вам полчаса, а вы мне все эти номера повторяете. Они не работают. Я начинаю записывать, как вы там «спите», может, тогда вы начнете что-то делать, – возмутилась она. – Квартира тонет по вашей милости, сейчас вода на первый этаж потечет. 

Вскоре соседки вспомнили, что имеется номер местного сантехника, и дозвонились на сотовый. Когда он уже приехал и пытался устранить течь, ему позвонил непосредственный начальник и потребовал выехать на адрес Юлии. С момента обнаружения потопа и звонков в аварийку прошло больше часа, с первых звонков в 052 – больше 40 минут.

Затем сантехник пытался проникнуть в подвал, чтобы перекрыть воду, но не нашел подходящего ключа. Выломав дверь, он, наконец, перекрыл воду. Прошел час, после того как он прибыл на место, и около двух – с первых звонков. Устраняя затор, коммунальщик принял на себя несколько кубов нечистот из канализационной трубы, после чего был вынужден оставить робу в подвале и возвращаться домой в одном нижнем белье – пожалел личный автомобиль, на котором приехал.

Проверок не будет

На следующий день начальство управляющей компании «Эталон С» пыталось рассуждать о том, что в потопе виновен кто-то из соседей, сбросивший в канализацию строительный мусор. Но доказательства были неопровержимы – в единой диспетчерской службе города записываются все входящие звонки. Доказать, что сантехник приехал и выполнил свои задачи вовремя, у управляющей компании не было шансов. В итоге управляющая компания согласилась оплатить ущерб.

– В данном случае, независимо от того, кто затопил «стояк», возмещать ущерб должна управляющая компания. Если бы оперативные службы сработали своевременно и вода была перекрыта вовремя, при наличии ущерба имело бы значение, кто виновен в потопе, – прокомментировал «Номер один» юрист Денис Чебунин.

В квартире пострадали все напольные покрытия. Однако денег на представленные хозяйкой заявления и фактуры магазина коммунальщики не дали, предложив сначала выполнить ремонт за свой счет, затем предоставить документы, подтверждающие расходы. Такой вариант возмещения возможен, если нет заявления пострадавших о невозможности понести затраты за собственный счет и спора по данному вопросу. 
Интересно, что не работавшие номера аварийных служб УК являются грубейшим нарушением жилищного законодательства. И по закону это должно стать предметом проверки муниципальной жилищной инспекции.

Руководитель управления по чрезвычайным ситуациям города, которому подчиняется диспетчерская, заверил «Номер один», что сигналы о подобных происшествиях на следующий день передаются в комитет городского хозяйства, а в конце недели  поступают в жилищную инспекцию.

Однако руководитель управления муниципальной жилищной инспекции Алена Азаревич заверила нас в обратном. Управляющие компании (как и прочий малый бизнес) защищает от проверок федеральное законодательство. И основанием для проверки в таком случае может стать либо личное заявление пострадавших (подать его можно также на сайте, через портал госуслуг), либо публикация в СМИ.

Таким образом, пока никто не жалуется в жилищную инспекцию, даже самые вопиющие случаи нарушений не становятся предметом для проверки управляющих компаний жилинспекцией.
 
Что сгорит, то не сгниет?

Не легче приходится порой, если «вместо потопа» воду совсем отключили, и жилье «посетила засуха».

«SOS! Отключили воду – горячую и холодную. У соседа снизу протекает. Между нами квартира, в которой уже как 40 дней никто не живет. Дед умер. Телефонов родных нет. ЖЭУ сказали, что не могут помочь, пока квартиру не вскроют. МЧС сказали: не будем ничего вскрывать. Не имеем права без жильцов. Идите в паспортный стол и узнавайте родных. Не ждать же нам 10 дней, пока паспортный стол не выдаст бумажку, и еще неизвестно, сколько мы будем искать родных соседа. В ЖЭУ сказали: не будет воды, пока не будет жильцов.
Жара на улице. У нас малышка, унитаз не смыть. Воды нет. За водой идти – с 10-литровыми канистрами спускаться с пятого этажа и шагать метров 500.

Куда обращаться в таких случаях? Наше ЖЭУ умом особо не блестит, да и в Интернете я подобных случаев не могу найти», – написала улан-удэнка в соцсети 18 июня.

В числе рекомендаций было и предложение «снять отсутствие воды на видео», и заактировать данный факт с соседями, и позвонить в 052.

«Третий день без воды. Сегодня я была на работе. Поэтому мама с больной спиной ходила за водой и тащила на пятый этаж. Дали воду опять на два часа и вырубили. Знаете, это очень удобно. Надо по всему городу отключить и выдавать строго на два часа. Такая экономия! А люди сами по себе свиньи. Не допьют воды – не сдохнут. Практику УК «Потенциал» надо внедрять в массы, – возмущенно писала Эльвира. – Но теперь я совсем разозлилась. Какого черта моя мама с больной спиной, которая платит исправно коммунальные услуги, должна воду на пятый этаж таскать? Из-за какого-то сантехника и слишком занятых шишек из ЖЭУ».

Но тема разрешилась довольно неожиданным способом. В данном случае девушку спасло «полезное знакомство». Почитав воззвания Эльвиры в соцсети, ей позвонила давняя знакомая, занимающая высокую должность в республике. Она и подсказала, к кому можно обратиться с коммунальным вопросом, и даже дала номер человека. Это помогло устранить проблему в считаные часы: 

«И буквально спустя три часа мне позвонили и сказали: «Воду дадут с четырех-шести вечера». Тут же позвонила и обрадовала маму. Наконец можно забросить подальше всякого рода «водохранилища» в виде канистр, ведер, кастрюль». 

Как выяснилось, после звонка «очень нужного человека» управляющая компания «Потенциал» очень быстро нашла родственников погибшего соседа. 

– Но уверена, без пинка свыше и моей стабильной получасовой истерии по телефону мы могли бы превратиться вскоре в первобытных, – резюмировала улан-удэнка.

Куда идти, если нет покровителей

Отметим, согласно постановлению правительства 354 от 06.05.2011 года (именно его нужно искать в Интернете в последней редакции, чтобы узнать свои коммунальные права), добросовестного плательщика не могут отключать от водообеспечения без предупреждения за десять суток. Исключением здесь могут быть только аварии и чрезвычайные ситуации, но ни к одной из этих категорий «отсутствие жильца» явно не относится. Максимальная продолжительность отсутствия холодной воды, согласно тому же постановлению, при указанных обстоятельствах может составлять суммарно не больше восьми часов в течение месяца или четыре часа единовременно.

Таким образом, в обоих случаях очевидны грубые нарушения коммунальщиками прав потребителей. В обоих случаях управляющие компании вынуждали работать не сами потребители, а «третьи лица» – некие вмешивающиеся со стороны. Что же делать простым горожанам, не имеющим в доме диктофона и не знающим высокопоставленных чиновников? 

Звоните в 052. Требуйте незамедлительных действий. Предупреждайте, что ведете запись разговора. Возможность разглашения бездействия заметно мобилизует спящих диспетчеров.

На следующий день пишите заявление на имя руководителя управления по ЧС администрации города Улан-Удэ и письменно требуйте предоставить аудиозаписи ваших телефонных разговоров. Срок хранения записей – семь дней.

Если и это не помогает, и ваша управляющая компания регулярно нарушает все мыслимые нормы или одну, но грубо, не поленитесь и напишите жалобу в управление муниципальной жилищной инспекции и комитет городского хозяйства города. Все контакты можно найти на сайте администрации Улан-Удэ. Как правило, проверки жилинспекции, полномочной ставить вопрос о лишении управляющей компании лицензии, хорошо бодрят коммунальщиков и мотивируют на недопущение новых жалоб. Ну, и обращения в СМИ пока никто не отменял.

Елена Буерачная, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.