Двоечники в министерских креслах

«Номер один» оценил высших чиновников Бурятии по пятибалльной шкале
A- A+
Правительство Бурятии подарило своим жителям возможность поставить каждому министру оценку – от единицы до пятерки. Конечно, такая придумка в последнюю очередь преследует интересы самих жителей. Но в первую – несет функции пиара. Ведь даже для объективной оценки работы министров такой механизм использовать трудно.

Тихий креатив

В списке все министры, руководители республиканских служб и прочие высшие чиновники республики. Предлагается оценить работу каждого из них по шкале от одного до пяти – как в школе. При этом нет никакой дополнительной информации для обывателя – что за министр, чем занимается и за что отвечает.

Встает вопрос: насколько объективным будет это голосование? И почему оно не особо активно тиражируется в СМИ или через Интернет? Никаких информационных акций, призывов срочно заходить на сайт правительства, никакой рекламы – все тихо и незаметно. Складывается впечатление, что голосование не рассчитано на массовую  аудиторию.

Но даже те, кто прознал про любопытный сервис, вряд ли смогут объективно оценить каждого министра и высшего чиновника. Ведь, не обладая полной информацией об их деятельности, сложно сделать какие-то выводы. Конечно, есть сферы, которые на виду: соцзащита, образование, здравоохранение. И здесь люди могут судить о работе чиновников по очередям в поликлиниках, переполненности школ, размерам пособий для социально незащищенных граждан.

Но если спросить у обычных прохожих, чем конкретно занимается, скажем, министр финансов и какие результаты работы этого министерства они почувствовали на себе, то большинство вряд ли сможет полноценно ответить. 

Финансы на троечку

Чтобы облегчить задачу обывателю, мы решили дать оценку каждому в этом списке и заодно поставить свою субъективную отметку. Начнем с верхушки. Там располагается упомянутый выше министр финансов Игорь Шутенков.

По факту это министерство выполняет функции республиканской бухгалтерии. Чиновники под руководством господина Шутенкова считают и складывают миллионы цифр, вычисляют доходы, расходы и дефицит бюджета. Но это не основная их функция. Главное – распределение бюджетных денег.

И здесь вопросов по рациональному использованию бюджетных денег накопилось немало. Почему из бюджета уходят деньги на VIP-пенсии и проведение дорогостоящих мероприятий, на командировки чиновников и прочие не самые важные расходы? При том что денег порой не хватает даже на зарплаты учителям.

Так что выше тройки господину Шутенкову мы поставить, увы, не можем.

Ударники экономики

Министр экономики Зандра Сангадиев тоже себя активно не проявил. С момента прихода его на эту должность никаких особо значимых экономических проектов со стороны министерства заявлено не было. Были, конечно, отдельные победы, но все они записаны на счет либо экс-главы Вячеслава Наговицына, либо и.о. главы Алексея Цыденова.

При этом нет даже какой-то внятной стратегии экономического роста. Реальная экономика, как любят в последнее время выражаться различные эксперты, «уничтожена». База, которая обеспечивает Бурятию бюджетными доходами, не только не создается, но разрушается. Так что наша оценка – удовлетворительно.

Что касается Алексея Мишенина, то ему сложно позавидовать. Он пришел на пост министра промышленности и торговли как раз в то время, когда его отрасли начали неуклонно катиться под откос. Это и бегство бизнеса из Бурятии, и многочисленные банкротства.

Правда, в последнее время правительство упорно сражается за каждое предприятие, будь то «Молоко Бурятии» или «Улан-Удэ стальмост». Посему господин Мишенин заслужил четверку, правда, скорее авансом.

В этом же блоке нужно упомянуть и Дабу Чирипова, который руководит министерством сельского хозяйства, заодно занимая должность зампреда по агропромышленному комплексу. Сельское хозяйство Бурятии в комментариях не нуждается. Ежегодные миллионы субсидий вылетают в трубу, отрасль глубоко убыточна, а серьезных прорывов не видно даже на горизонте.

Справедливости ради стоит сказать, что от него зависит немногое – такой уж в республике климат. Засуха уничтожает урожаи, и себестоимость мяса при любом раскладе выше, чем у конкурентов из той же Аргентины.

Если и можно с этим что-то сделать, то не сразу и очень задорого. Так что, учитывая глубоко депрессивное состояние отрасли, доставшейся господину Чирипову, поставим ему три с плюсом, округлив до четверки.

Социальная справедливость

Социальный блок правительства тоже не блещет результатами. Хотя за последние годы эта сфера хоть немного, но продвинулась вперед. Понемногу строятся новые школы, не самыми быстрыми темпами решается вопрос переполненности этих образовательных учреждений. По-прежнему висит в воздухе вопрос оплаты труда учителей – чиновники устанавливают разные системы, но все они несовершенны, из-за чего преподаватели все чаще жалуются на то, что им недоплачивают – особенно в малокомплектных школах.

Вообще, Баиру Жалсанову не очень-то удалось подхватить знамя Алдара Дамдинова, который ушел с поста министра образования в Госдуму. Адекватную замену ему так и не нашли, поэтому кадровый голод сыграл на руку Баиру Жалсанову, который ранее занимал пост замминистра там же. Однако, учитывая, что решение некоторых проблем все же замерзло насмерть, до четверочки он вряд ли дотягивает.

Валерий Кожевников, который уже полтора десятка лет руководит минздравом Бурятии, не отличился в последнее время прорывами, хотя и провалов за ним не замечено. Конечно, перинатальный центр до сих пор не достроен, хотя его вины в этом нет. Очереди в поликлиниках никуда не делись, несчастные случаи, связанные с врачебными ошибками, происходят регулярно, а медобслуживание в селах по-прежнему оставляет желать лучшего. 

То есть до четверки он тоже по большому счету не дотягивает. Хотя и тройку на фоне остальных ему ставить не совсем верно, учитывая, что в бурятской медицине все же есть положительные сдвиги, которые легко отследить по одному-единственному показателю: уровень смертности за годы его «правления» заметно снизился. Так что – четыре с минусом.

Оценивать министра Татьяну Быкову тоже сложно. Большинство размеров пособий разным категориям граждан определяет либо Федерация, либо Хурал. К работе отделов соцзащиты особых претензий нет. Разве что лишняя бюрократия, которая, опять же, по большей части навязана законами. Были претензии к соцучреждениям типа домов престарелых, пансионатов и прочих. Но они единичны, и все беды чаще идут от недофинансирования.

Что же касается выполнения своих непосредственных обязанностей – Татьяна Быкова, по нашему мнению, заслужила четверку.

Инфраструктурный блок, как всегда, – самый проблемный. Но чаще всего причина не в менеджменте, а в том, что на решение всех проблем нужны сотни миллиардов рублей. Которых нет ни в федеральном бюджете, ни тем более в республиканском.

Министр транспорта Сергей Козлов здесь, конечно, набирает дополнительные баллы благодаря новым лоббистским победам Алексея Цыденова, который привел в Бурятию не один миллиард на развитие инфраструктуры, в том числе и дорог. Впрочем, при господине Козлове дороги у нас хуже не стали, а даже наоборот. Так что твердую четверку он  заслужил.

В отличие от министра строительства Николая Рузавина. Конечно, в оправдание ему можно привести кризис в отрасли. Но этот кризис далеко не федерального масштаба. Он наш, местный, и возник как раз из-за не очень продуманной строительной политики. Так что выше тройки ему не поставим.

Вкратце пробежимся по остальным. Если бы не различные скандалы, то министр культуры Тимур Цыбиков мог бы претендовать на четверку. Но, увы, моральная поддержка коллективов вдогонку их победам и вялое отстаивание, к примеру, интересов   музея природы, а также коррупционные скандалы в ведомстве тянут рейтинг на троечку с минусом. Юрий Сафьянов, возглавляющий минприроды, не очень-то отличился развитием добывающей промышленности и защитой Байкала, но на «удовлетворительно» тянет. Маргариту Магомедову, главную в Бурятии по земле и имуществу, сложно оценивать, ведь ее министерство не ведет какую-то отрасль, а скорее выполняет обязанности завхоза. Но выполняет хорошо, так что – твердая четверка.

Двойки в журнал

Ну и перейдем к двоечникам. Баир Ангуров, который встал во главе недавно созданного минспорта, вообще никак себя не проявил. Никаких проектов, никаких инициатив и вообще никаких результатов. Спортивные победы Бурятии произошли, скорее, вопреки политике ведомства. Оценка – неудовлетворительно.

Столько же баллов, по нашему мнению, заслужил и руководитель Республиканской службы по тарифам Борис Хмелев. Мы не раз разбирались в том, почему в Бурятии высокие тарифы. И всегда наши исследования приводили нас к РСТ, которая здесь выступает в роли стены, через которую не пробиться.

О большинстве остальных участников рейтинга вообще минимум информации. Для их оценки мы предлагаем правительству добавить оценку «ноль». Или хотя бы объяснить обывателю, кто эти люди и за что они отвечают.

Таким образом, ни одной пятерки мы так и не поставили. Как, впрочем, и единицы. Если посчитать все наши оценки, то в среднем правительство получило от нас твердую тройку. Не лучший результат, многие «предметы» придется подтянуть, чтобы рассчитывать на  большее. Хотя, мы думаем, многие жители Бурятии будут гораздо менее лояльны и выставят гораздо более низкие оценки высшим чиновникам.

Как мы уже сказали, рейтинг сам по себе вряд ли сможет отразить реальное положение дел. Ведь люди вовсе не знают большинство чиновников, а тех, кого знают, вряд ли смогут оценить объективно, не ориентируясь в границах их полномочий, реальных цифрах и конкретных результатах их работы. Под ударом окажется, в первую очередь, социальный блок, который всегда на виду из-за колоссального количества проблем.

Так что правительственный опрос – видимо, всего лишь очередная пиар-акция, придуманная кем-то для галочки. Правда, не сильно распиаренная. Такое ощущение, что, запустив проект, чиновники увидели его абсурдность и решили лишний раз о нем не упоминать.

Владимир Пашинюк, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.