Кинобизнес по понятиям

Создатели «Решалы-2» живут по законам своих персонажей
A- A+
Отдельные кинопродюсеры из Бурятии приобретают дурную славу у коллег из соседнего региона. Создатели «Решалы» «продали» свою репутацию в регионе за полтора миллиона рублей. Прокатчики заявляют: «Если б мы пошли в полицию, ими бы вплотную занимались органы». Как выяснилось, дурная репутация бурятских кинопродюсеров – для иркутян уже не новость.

Ждали в России и СНГ

Напомним, в 2012 году вышла в прокат республиканская криминальная драма «Решала». Фильм стал первым в истории бурятского кино, набравшим вполне рейтинговые семь баллов по десятибалльной шкале федерального «кинопоиска». Информации о кассовых сборах фильма в широком доступе нет, но известно, что фильм успешно прошел во многих регионах России, а также в Казахстане, Белоруссии, на Украине (фильм вышел до «Крымской истории») и других государствах бывшего Союза. Только на Ютубе фильм набрал почти полмиллиона просмотров. Не удивительно, что сиквела (продолжения истории) ждали с нетерпением.

Выход второй части неоднократно откладывался, активно обсуждался в блогосфере и в группах «ВКонтакте». В обсуждении премьеры в соцсетях участвовали десятки тысяч зрителей от Владивостока до Астаны.

И фильм показал вполне ощутимый для Бурятии кассовый успех.

По данным ресурса «Кинобизнес», вторая часть фильма собрала в прокате по России и ближнему зарубежью 27,3 миллиона рублей.  Какую сумму от выручки получили создатели фильма – коммерческая тайна. С каждым кинопрокатчиком продюсеры, как правило, договариваются отдельно. Но, судя по тем искам, которые сегодня находятся в разных судах страны, авторы отдавали кинотеатру половину выручки от проката, вторую половину дохода от «Решалы-2» забирали создатели фильма.

Однако с крупной иркутской сетью кинотеатров у авторов вышел денежный конфликт, из-за которого иркутские прокатчики ставят под сомнение дальнейшее сотрудничество с республиканским кинобизнесом.

Кинули создателя

Дело в том, что сеть кинотеатров, принадлежащих иркутскому предпринимателю Михаилу Чуеву, заплатила производителям фильма дважды.

Напомним, продюсерами фильма выступили известный в Бурятии кинодеятель Евгений Замалиев и многопрофильный предприниматель Сергей Гармаев (в начале текущего года он переквалифицировался и занял должность директора Улан-Удэнского приборостроительного объединения). Но в 2014 году для совместного проекта «Решала-2» Евгений Замалиев и Сергей Гармаев зарегистрировали совместное ООО «БайкалКино». И в 2015 году, когда фильм вышел на большие экраны, именно эта компания заключала договоры проката.

И вот наступает август 2015 года. Разогретые первой частью фильма и неоднократными переносами премьеры сиквела, поклонники осаждают кинотеатры. В сети иркутских кинотеатров Михаила Чуева выручка от 20-дневного проката составила 1,6 миллиона рублей.

Согласно лицензионному договору, половину выручки прокатчики перечислили компании Евгения Замалиева. Но по его просьбе и предоставленным новым документам деньги ушли не на счет «БайкалКино».

– Он нам объяснил, что «все в порядке, мы же вместе работаем», – прокомментировала юрист сети иркутских кинотеатров.

Так, половина доходов от проката в размере 800 тысяч рублей была перечислена на счет ООО «Пятый элемент». Компании, в учредителях которой Сергей Гармаев не значится.

Подозрения в мошенничестве

В иркутских кинотеатрах «ошибку» бы и не заметили. Но в декабре 2015 года на кинотеатры сети поступает серия исков от ООО «БайкалКино». Официальный производитель «Решалы-2» требует оплатить не только не полученные 50 процентов выручки, но и проценты, начисленные за несвоевременную оплату долга. Цена каждого иска составляла более двух миллионов рублей. Тут-то и вскрылось, что деньги были перечислены не создателям второго «Решалы», а только одному из них.

Но в непричастности к схеме выбивания денег Сергея Гармаева Михаил Чуев не уверен.

– Мы перечислили деньги на указанный счет, так как Замалиев говорил, что все нормально, они там все вместе. Спустя время, мне уже кажется, что специально выждали, приходит второй человек и подает на нас в суд, – пояснил «Номер один» Михаил Чуев. – За это время там такие «проценты на проценты» набежали! Нам ничего не оставалось, как выплатить им все по второму кругу. Он специально ждал, думаю, они вместе с Замалиевым намутили. Не знаю, сговорились они или кто-то кого-то кинул. Но больше вопрос о сотрудничестве с этими лицами для нашей сети точно стоять не будет.

Чтобы не платить многомиллионные проценты, прокатчики выплатили «БайкалКино» те же 800 тысяч, что уже были уплачены «Пятому элементу». В итоге вся выручка от демонстрации фильма в пяти иркутских кинотеатрах отошла двум производителям фильма. Прокатчик остался ни с чем.

– Наверное, это уголовное дело. Если бы мы написали заявление о мошенничестве, то не знаю, где бы сейчас были эти деятели. Наверное, ими бы вплотную занималась полиция, – прокомментировал Михаил Чуев.

Он сообщил, что у иркутян с бурятскими продюсерами были предварительные договоренности, дающие им льготные условия выхода в широкий российский прокат. Однако история с двойной оплатой «Решалы-2» в корне изменила ситуацию.

Теперь прокатчики пытаются выудить у ООО «Пятый элемент» 1,6 миллиона рублей неосновательно полученного обогащения. Эта компания, необоснованно получившая прокатные гонорары, принадлежит Евгению Замалиеву и его спутнице Дине Подпругиной. Треть миллиона кинотеатром «Кэпитэл Синема» уже взыскано, на очереди, если стороны не договорятся, – еще четыре иска с разными суммами.

Использовать и не платить

Отметим, как сообщил на прошлой неделе ИА «Востоктелеинформ», сами производители до сих пор не рассчитались с режиссером обоих фильмов.

Об этом ресурсу рассказал создатель обеих частей Роман Асхаев. Он пояснил, что тогда режиссерство было для него лишь хобби, и он с удовольствием взялся за новый проект. Однако сразу уточнил, что будет работать на условиях партнерства.

– То есть я должен был получить свою долю с проката. Для меня на тот момент не очень был важен финансовый момент. Но все же я и доли проката не получил, – рассказал корреспонденту информагентства Роман Асхаев.

Также о негативной репутации бурятского кино в Иркутске высказался  генеральный директор иркутской телекомпании «Аист» Амгалан Базархандаев:

– Подтверждаю, что, к сожалению, бурятское кино в Иркутске – именно с такой репутацией. Нам пришлось столкнуться с некоторыми «известными» киношниками из Улан-Удэ, которые не заплатили телеканалу за раскрутку их фильма в Иркутске. Долго кивали друг на друга (тоже разругались и разбежались), нам стало противно разбираться, и мы решили больше с бурятским кино не сотрудничать.

Он пояснил, что ежегодно на телеканал приходят разные кинотворцы из Бурятии, но «Аист» отказывает в помощи практически всем. Исключение сделали только для Солбона Лыгденова и единственного телесериала.

Получить комментарии самих Евгения Замалиева и Сергея Гармаева оказалось невозможным. Директор «приборки», как пояснили в его приемной, находится в командировке, а Евгению Замалиеву, также находящемуся в другом городе, разговаривать было неудобно. Единственное, что он смог пояснить: «Все произошло по ошибке, подвели московские партнеры».

Понятно, что в данном случае любой комментарий может стать для продюсеров серьезной антирекламой. Если о ситуации станет широко известно за пределами региона, кинопрокатчики будут, как минимум, более внимательно изучать договоры с бурятскими продюсерами. Как это отразится на развитии республиканской киноиндустрии, предположить несложно.

Елена Буерачная, «Номер один»
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.