Ветры политической игры

Иркутяне двигают Мархаева на Бурятию?
A- A+
В иркутских интернет-СМИ активно обсуждаются планы областного сенатора Вячеслава Мархаева по его вероятному участию в сентябрьских выборах на пост главы Бурятии. Причем среди потока циркулирующих  слухов называется как желание определенных сил освободить место в Совете Федерации от Иркутской области, так и идея слияния двух регионов в один. Для этого предприимчивые  иркутяне якобы готовы даже двинуть  Мархаева по Бурятии. «Номер один»  попытался разобраться, имеют ли основания подобные слухи.

Рокировочка на перспективу

Напомним, коммунист Вячеслав Мархаев устроился в Приангарье неплохо – в 2015 году победивший коллега по партии Сергей Левченко неожиданно направил его сенатором от Иркутской области. Хотя последний тогда уже был депутатом Госдумы от Бурятии и  был связан исключительно с нашим регионом. Столь неожиданная рокировочка тогда повергла всех в изумление, ведь не секрет, что стоимость мандата сенатора в Москве оценивается суммами с большими нулями. Многие миллионеры и даже миллиардеры хотели бы туда  попасть для решения своих вопросов. И поскольку  официальные доходы Мархаева не шли ни в какое сравнение с теми суммами, которые могли бы предложить спонсоры Левченко за мандат в СовФеде,  то долгое время сами иркутяне разводили руками, пытаясь объяснить, почему выбор иркутского губернатора пал на чужого в общем-то для областного центра политика. 

Между тем нет ничего случайного. И можно предположить, что  в случае с Мархаевым речь может  идти о долгосрочной стратегии иркутских бизнесменов по отношению к Бурятии. 

Насколько можно судить, добровольно  от кресла сенатора мало кто может отказаться, и, по некоторым сведениям,  есть желание определенных  сил в Иркутске , чтобы помочь Мархаеву  в 2017 году досрочно освободить место и поддержать его по Бурятии на выборах главы региона. 

План миллиардера

По слухам, на бурятского депутата якобы сделал ставку российский миллиардер из списка «Форбс» как на фигуру, которая может возглавить процесс  объединения Иркутской области и Бурятии. Для иркутян выгода очевидна: это позволит  иркутскому бизнесу  перераспределить активы на территории республики в свою пользу.  Не секрет, что наши соседи  активно   рвутся  в Бурятию. За  примерами далеко ходить не надо : «Амта» , «Улан-Удэстальмост».

Иркутский политический эксперт Андрей Саловаров не исключает подобного варианта развития событий. 

– Дело в том, что экономическое объединение  двух регионов постепенно идет, но черепашьими темпами, и есть желание определенных сил в Иркутской области ускорить процесс, в диапазоне трех-пяти лет, – отмечает эксперт. –  Естественно, что у бизнеса есть и свои интересы в ходе объединения, и они могут идти параллельно политическому процессу. И понятно, что в Республике Бурятия тема объединения вызовет крайне негативную реакцию у  достаточно большой доли населения. 

Поэтому лидером объединительного процесса может быть фигура, которая тесно связана, с одной стороны, с иркутской властью и крупным бизнесом, а с другой, быть популярной  в Бурятии. Как говорится, быть своим среди чужих.  Быть одновременно и тут и там. Как иркутский сенатор и бурятский коммунист Вячеслав Мархаев.   
Тем более опыт лоббирования иркутских интересов  у  Мархаева уже есть. На прошлогодних выборах в Тунке  сенатор от Иркутской области  принимал самое активное участие. Тогда, на первый взгляд , утопическая идея  об объединении Тункинского района с Иркутской  областью звучала почти как предвыборный лозунг.

Видимо, опыт для иркутян оказался удачным,  и они  решили пойти дальше. А почему бы нет, ведь если все сделать руками популярного бурятского политика, это не вызовет болезненной реакции  электората. Достаточно  вспомнить, как происходил процесс объединения Агинского и Усть-Ордынского национальных округов – все было сделано силами своих же родных политиков.

В процессе объединения самое главное – это желание и воля . В данном случае можно и не оглядываться на федеральный центр. По закону идея должна исходить, в первую очередь, от заинтересованного субъекта РФ,  а проведение референдума (без которого не может состояться само объединение)  –  дело техники и политтехнологов.  

Поэтому Мархаеву якобы предложили не распылять силы и не участвовать в выборах в Госдуму в 2016 году, поскольку была вероятность,  что выборы он проиграет.  Насколько можно судить,  нынешний губернатор Иркутской области  коммунист Сергей Левченко, позиции которого в данный момент весьма шаткие, тоже в игре – он поддержит Мархаева на сентябрьских выборах главы Бурятии и в случае успеха попытается быть в передовиках объединительного процесса. Ведь когда стоит такая глобальная задача, коней на переправе не меняют.  И у Левченко будет шанс досидеть до конца срока.

Предвыборный тариф

Понятно, что избирателей нужно чем-то заманить, что-то пообещать. Например, дешевую электроэнергию. И в прошлом году Вячеслав Мархаев сделал сенсационное заявление, предложив «усреднить» тарифы на электроэнергию Иркутской области и Бурятии. Насколько можно судить, речь могла идти о том, чтобы вместо нынешнего иркутского киловатт-часа стоимостью 80 копеек и бурятского – 2 рубля 40 копеек – был бы получен, в ходе «усреднения»,  полуторарублевый тариф на оба региона. Это предложение Мархаева вызвало в иркутских СМИ бурю возмущения, поскольку было воспринято как  игнорирование интересов Приангарья. Которые, в общем-то,  должен был защищать «свой» сенатор. 

– Понятно, что, выступая с подобной инициативой по тарифам, Мархаев понимал, что в Иркутске это вызовет жестко негативную реакцию, но она была адресована не для Приангарья, а для Бурятии, с которой он, судя по всему,  связывает свои дальнейшие планы, – отмечает политолог Андрей Саловаров. – Соответственно, это был своего рода пробный шар для Бурятии.  Мол, поддержите меня – будет вам дешевый тариф.

Между тем даже в самом оптимистичном варианте дешевый тариф для Бурятии – это сказки. Никогда иркутские энергетики не пойдут на дотирование целого региона, поскольку акционеры не согласятся с потерей прибыли. В лучшем случае тариф снизится на несколько десятков копеек, и это будет некой «энергоподачкой с барского плеча». Зато от объединения регионов Бурятия пострадает существенно. Ведь только с дурным сном может сравниться объединение, которое низведет республику до уровня иркутского района, приведет к снижению федеральных трансфертов, ликвидации высших учебных заведений и превращению их в филиалы. Объединение «проредит» местный бизнес и обеспечит приход крупных иркутских компаний  во все отрасли экономики. О слабых, а мы объективно экономически слабее иркутян, просто вытрут ноги. Как говорится, «ничего личного – только бизнес».  Вот такие вырисовываются политические игры. 

Петр Санжиев, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.