Бурятская звезда Мариинки

Иван Оскорбин: «Артист балета – самая мужская профессия, ведь я ношу на руках женщин»
A- A+
Солист Мариинского театра – о своем детстве в Кабанском районе, пути к успеху и любви с первого взгляда. Он танцует с Дианой Вишневой, дружит с Сергеем Полуниным, а в предстоящем театральном сезоне будет «рвать и метать», чтобы стать первым в прославленном на весь мир театре. А когда-то Иван Оскорбин косил сено и работал на пилораме, получал низкую зарплату и даже похудел из-за этого на 15 килограммов. 

Звезда Мариинского театра

«Номер один» встретился с Иваном Оскорбиным в Бурятском хореографическом училище, где он проучился семь лет. Высокий и красивый – так выглядит звезда Мариинки. Впрочем, этот лоск –только внешний: в душе Иван остается простым парнем, который и сено косил, и сажал картошку дома, в деревне Красный Яр Кабанского района.

Кстати, из-за такой физической нагрузки у Ивана были перекачаны некоторые мышцы, на что обратила внимание приемная комиссия, когда родители привели мальчика поступать в Бурятское хореографическое училище.

– У меня было ноль растяжки, были сухие, крепкие мышцы, потому что я родился в деревне, и приходилось литовку в руках держать, и грабли, и вилы, – рассказывает Иван Оскорбин. – У приемной комиссии были сомнения насчет того, брать меня или нет. Но потом кто-то сказал, что надо брать, потому что у меня хорошие физические возможности и я буду хорошим партнером. Так и вышло.

Первые годы учебы в училище давались десятилетнему Ивану тяжело. Мальчик жил в интернате без родителей. Но рядом была старшая сестра Любовь, которая поступила в то же время на народное отделение хореографического училища.

– Я всегда прислушиваюсь к ее мнению, потому что для меня это святой человек, – говорит Иван Оскорбин. – Сестра сейчас живет в Ангарске, открыла там танцевальную школу «Свободный стиль», у нее учится больше ста детей. 

«Порой даже не было еды»

Последний курс Иван окончил уже в Новосибирском хореографическом училище. Затем началась учеба в Академии русского балета имени А. Вагановой.

– Я тогда не знал, чего ожидать от жизни, – делится Иван. – Мои родители настаивали на том, чтобы я получил высшее образование в Вагановской академии, но Игорь Зелинский (художественный руководитель Новосибирского театра. – Прим.ред.) вместе с супругой уговорили меня остаться в Новосибирском государственном театре в качестве артиста балета.

Как признается Иван, это были тяжелые времена. Зарплата была настолько низкой, что порой даже не было еды. В то время наш земляк похудел на 15 килограммов. Пережить этот период и не сдаться артисту помогла мама Светлана Борисовна. 

– Она стала для меня лучшим другом, она всегда дает правильные и нужные советы, – говорит Иван. – Раньше я маму не слушал, поступал по-своему и наступал на одни и те же грабли.

Сыграл свою роль и наставник Ивана Игорь Зелинский. Иван помнил его слова о том, что все зависит от самого человека. Художественный руководитель новосибирского театра отмечал хорошие перспективы Ивана и повторял ему, что надо работать над собой. Затем в театр в качестве педагога приехал Александр Курков, бывшая звезда Мариинского театра. 

В течение пяти лет Курков работал с Иваном. В итоге тот перешел из кордебалета на должность ведущего солиста театра. Став премьером новосибирского театра, Иван танцевал 70 процентов репертуара. И в какой-то момент почувствовал потолок. Ему стало скучно.

А ближе к столице перспектив и возможностей все же больше. Так рассуждал Иван и попал на просмотр в Мариинский театр. В именитом театре нашего земляка встретили тепло. Однако большие партии стали давать не сразу.

– Юрий Фатеев (заведующий балетной труппой Мариинского театра. – Прим. ред.) честно мне сказал, что ставки на ведущего и на первого солиста нет, – рассказывает Иван. – И вряд ли я, будучи премьером новосибирского театра, соглашусь стать солистом второго состава. Но я согласился. Порой, делая шаг назад, на самом деле ты делаешь большой скачок вперед.

Как признается артист, он благодарен Мариинскому театру за этот опыт. Помогло и исполнение отрицательных ролей, к которым Иван не привык: 

– Мне легче выдавать положительные эмоции, чем отрицательные. Но это мне позволило почувствовать себя не только артистом балета, но и драматическим актером. Я считаю, мне очень повезло. Я вообще фартовый человек, меня даже хорошо брать на рыбалку (смеется). Да, я люблю рыбачить.

Недавно Ивану пришло официальное письмо из Парижского театра Гранд-опера с приглашением танцевать там, но он не поехал. Очень нравится Мариинский театр, здешняя школа, Питер.

«Буду рвать и метать»

В новом театральном сезоне Иван Оскорбин планирует удивлять и поражать своим талантом. И много работать, для того чтобы достичь высшей ступени в карьерной лестнице. Так что в недалеком будущем мы, возможно, услышим об Иване, как о главной звезде в русском балете. 

По его мнению, артист балета – самая мужская профессия. И он не понимает родителей, которые не хотят отдавать мальчиков в балет, считая, что это не мужское дело. 

– Я работал сутками на пилораме, впахивал на сенокосе, когда жил в деревне на каникулах, я прекрасно знаю, что такое тяжелый физический труд, – говорит Иван Оскорбин. – Однако из всех физических работ самая большая нагрузка идет именно в балете. Профессия артиста балета – самая мужская из всех, что я знаю, и самая брутальная, несмотря на то что я ношу трико. Для меня это нисколько не зазорно, потому что балет для меня – это все. И да, я ведь ношу на руках женщин.

Здесь стоит отметить, что Иван носит на руках женщин, о которых мечтают многие мужчины. Диана Вишнева, Виктория Терешкина, Алина Сомова и даже сама Ульяна Лопаткина – это далеко не весь список балерин, с которыми наш земляк танцевал в дуэте.

– Как работается с Дианой Вишневой? Тяжело, – говорит Иван Оскорбин. –  Она очень работоспособный, трудолюбивый и ответственный человек. Многие артисты в какой-то партии отвечают только за себя, а Диане Вишневой важно не только, как она выглядит на сцене, но и как выглядят партнеры. Для нее важна целостность спектакля.

Как говорилось ранее, Иван Оскорбин – партнер от Бога, а это качество не так просто найти среди артистов балета. Здесь важно иметь хороший рост, чтобы быть выше партнерши. Также надо быть крепким, сильным, уверенным в себе и чувствовать балерину. Когда балет только зарождался в России, на сцене танцевала только девушка. И чтобы она могла стоять на пальцах, прыгать и крутиться, балерину сопровождал мужчина, который на сцене был незаметен. После того как мужской танец был модернизирован, задачи партнера в балете изменились.

– Партнер должен доминировать, вести девушку, направлять ее, и она должна чувствовать это и знать, что он ее всегда поддержит, она должна чувствовать себя защищенной, – говорит Иван Оскорбин.

В жизни же Иван носит на руках свою супругу Ольгу. Она также работает в Мариинском театре солисткой характерного танца. 

– Мы познакомились спустя полгода моей работы в Мариинском театре, – рассказывает Иван. – Это была репетиция «Дон Кихота». Я исполнял роль Эспада, а она – Мерседес. Буквально при первом взгляде друг на друга мы почувствовали какую-то химию. Это была любовь с первого взгляда. Оля покорила меня своим чувством юмора, красотой, по своей душевной простоте и доброте она близка мне. И она очень харизматичная, иначе она не танцевала бы характерные партии.  

Работа в Мариинском театре напряженная. Если выпадает пара выходных в месяц – уже хорошо. В эти дни Иван старается поправлять здоровье – ходит в баню, бассейн. Вместе с женой любит гулять по парку, ходить в кино. 

Сейчас у Ивана отпуск, и первым делом он отправился на родину: 

– Мир красив, есть много замечательных мест, а родину ничем не заменишь. Хорошо, когда за столом вся семья: папа и мама, сестра, младший брат и все родственники, которых я очень люблю. Кажется, что дома дышится легче, и радость на душе.

У жителей Бурятии есть возможность увидеть талант Ивана 4 августа на гала-концерте фестиваля Baikal Dance Fest.

Соня Матвеева, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.