Формула любви к себе

Как повысить свою самооценку?
A- A+
Все мы знаем, что себя нужно любить и хвалить. Однако не у всех это получается. Многие на протяжении всей своей жизни страдают от так называемой заниженной самооценки –  что ни сделают, все не так. Оказывается, «минусовая» оценка себя может стать толчком к большим свершениям. «Для того чтобы человек достигал новых высот, необходимо, чтобы он чувствовал себя немножко ущербным», – уверен психолог Игорь Бадиев.

Баланс достижений и притязаний 

– Игорь Валерьевич, давайте поговорим сегодня о самооценке. Это оценка самого себя, правильно?

– Такое понимание этого неоднозначного понятия несколько примитивно. Это не просто оценка самого себя, это один из краеугольных камней личности человека. Самооценка формируется еще в детстве, и в последующем то, как мы оцениваем себя, оказывает огромное влияние и на нашу активность, и на наше психическое здоровье. 

– От чего же зависит самооценка? 

– Попробуем разобраться. Слова, что самооценка зависит от того, как нас оценивают окружающие, справедливы только для детей. Что касается взрослых, то говорить, что его самооценка складывается на основе мнения окружающих, не совсем верно. 

Как личностная характеристика самооценка зарождается из оценки окружающих в детстве. Далее она начинает функционировать по закономерности, которую вывел американский психолог Джеймс. По его формуле самооценка прямо пропорциональна уровню достижений и обратно пропорциональна уровню притязаний. Самооценка = Успех/Уровень притязаний. 

– Что это значит? 

– Уровень достижений – это те успехи, которые мы достигаем и которыми гордимся. Уровень притязаний – то, чего мы хотим достичь. Соотношение этих характеристик и формирует нашу самооценку. Чем выше наш уровень успехов и достижений, тем выше наша самооценка. Но при условии, что уровень притязаний ниже уровня достижений. Если же он выше, то наша самооценка падает. 

Бомж доволен собой

Традиционно очень много запросов к психологу связанно именно с низкой самооценкой и вопросом, как ее повысить, как научиться ценить себя. Важно понимать, что самооценка – понятие относительное, и для ее повышения есть два пути – либо повышать уровень достижений, либо понижать уровень притязаний. 

Именно потому человек с очень низким уровнем притязаний обладает очень высокой самооценкой. Вы когда-нибудь встречали маргинального человека, живущего на социальном дне, который бы страдал от низкой самооценки? Нет. А знаете почему? У него крайне низкий уровень притязаний, и любое достижение, которое у него появляется, становится для него достаточным, для того чтобы поднять самооценку, ценить и любить себя. 

И наоборот: человек, который стремится к чему-то большему, пытается достичь успеха, у которого очень высокий уровень притязаний, как правило, страдает от низкой самооценки. 

Цените свои достижения

Наша задача заключается в том, чтобы сбалансировать уровень достижений и уровень притязаний. Как правило, люди, страдающие от низкой самооценки, страдают не от нее, а от того, что они не умеют оценивать свои собственные достижения. Они занижают ценность своих успехов. Именно в этой части им необходимо помочь. 

Например, в такой профессии, как учитель, самооценка очень тесно связана с уровнем профессионального эмоционального выгорания. Для педагога очень трудно оценить свои достижения. Почему? Потому что результат их труда – это дети, которые выросли. Где они, чего достигли, получив у учителя знания, не всегда известно. В результате педагог не видит, чего он достиг, и начинает страдать от низкой самооценки. Чтобы повысить самооценку, нужно научиться видеть свои маленькие, каждодневные достижения. 

– Этот способ подходит для людей разных профессий?

– Да, это касается абсолютно всех, это универсальная закономерность самооценки. Понимаете, самооценка – это не просто то, как я себя оцениваю, это более сложное явление, это внутреннее состояние человека. Завышенная самооценка не есть хорошо, так же как и заниженная. 

Когда у человека завышенная оценка себя, он неадекватно высоко оценивает свои достижения, при этом уровень притязаний у него низкий. И наоборот. Когда у человека высокий уровень притязаний, он не умеет отслеживать свои достижения, в итоге его самооценка низкая. 

– Получается, человек с завышенной самооценкой неадекватно выбирает способы и цели своей деятельности?

– Конечно. 

Потолок для гения

– Вы говорили, что формирование самооценки происходит в детстве. Как это происходит?

– Самооценка начинает формироваться от внешней оценки окружающими. Как мы, взрослые и родители, начинаем оценивать детей, так они начинают оценивать самих себя. 

– Значит, костяк самооценки закладывается в детстве?

– Да, это то, что задает вектор, закладывает базу для самооценки. Именно здесь, в детстве, ребенок учится оценивать свои достижения и задавать свои притязания. Например, ребенок лепит какую-нибудь поделку в детском саду. Родители или воспитатели дают низкую оценку его работе. Говорят: «Что это ты состряпал? Непонятно что получилось. Какой же это зайчик? Таких зайцев не бывает!». Вот так, собственно говоря, мы и научаем ребенка не замечать своих достижений. Бывает наоборот: ребенка захваливают по поводу и без повода. Говорят, «ты у нас гений». И это тоже плохо. 

– Но ведь взрослые хотят повысить самооценку ребенка?

– Нет. Захваливая, они хотят повысить его уровень притязаний, желают, чтобы он достигал большего, а фактически завышают его уровень достижений. Соответственно, выше себя он уже прыгнуть не может, он и хотел бы выше, но ведь он «уже гений», а это потолок: «Я и так замечательный, зачем мне развиваться дальше?» 

Человек с очень низкой самооценкой говорит то же самое: «Зачем мне что-то делать, если у меня и так ничего не получится?». Идет отказ от деятельности. Поэтому адекватная самооценка всегда колеблется в районе нуля – где-то плюс, где-то минус. У меня что-то получается, а что-то нет. Если оценка идет вниз, это нас подстегивает к активности, а идет вверх – мы получаем от успеха удовлетворение.    

Закон сохранения самооценки

Когда человек низко оценивает себя, субъективно он переживает негативные эмоции – грустит, расстраивается, впадает в отчаяние. Эти переживания очень болезненны для нашей психики. Вот здесь-то и включается закон сохранения самооценки. Почему? Потому что человек всегда стремится к тому, чтобы его самооценка была в плюсе, ведь это состояние сопровождается положительными переживаниями. Все потому, что человек, как любое животное, стремится получать удовольствие, чем неудовольствие. 

Закон сохранения самооценки интересен вот еще чем. Мы не раз говорили, что когда взрослые постоянно ругают ребенка, например за плохое поведение, или говорят ему, «ты плохой», «ты бандит», «ты вор», они фактически занижают его самооценку. И когда в таком состоянии заниженной самооценки он находится длительное время, это тяжело для психики. В итоге у ребенка начинает формироваться нечто похожее на защитный механизм, который возвращает его самооценку на положительный уровень, и начинает формироваться негативная самоидентификация – «да, я плохой, но я самый плохой», «я хулиган, зато я самый лучший хулиган, с которым никто не сравнится». 

Повышение его самооценки идет через изменение целей, содержания притязаний и достижений. В норме мы закладываем в содержание наших притязаний и достижений социально приемлемые вещи – нужно быть хорошим человеком, добрым и щедрым, успешным. А в этом случае происходит изменение содержания, и человек начинает ставить перед собой притязания и достижения асоциального или антисоциального характера. Так формируется негативная самооценка и так, собственно говоря, и «рождается» преступная, асоциальная личность. 

– Если человек бравирует своими криминальными подвигами, значит, когда-то у него был момент заниженной самооценки, которую он таким образом поднял? 

– Да. Почему асоциальные члены общества часто выходят из неблагополучной среды? Именно поэтому. Тотально низкая самооценка приводит к кардинальному изменению содержания притязаний и достижений. 

Алкоголь для поднятия самооценки

– А если у человека завышенная самооценка? 

– То притязаний у нас нет, и человек оказывается неактивным, безынициативным. Он в принципе ничего не делает. «Зачем мне что-то делать, я и так хорош. Зачем мне чего-то достигать, если я гений?» – думает он.  

– Понимание своей гениальности чревато зависимостями, правильно? Ведь человек ничего не делает, чтобы развиваться дальше? 

– Естественно. Здесь возможно множество различных вариантов. Мы привыкли говорить, что такие люди – избалованные и инфантильные. Фактически же все это заканчивается тем, что человек просто ищет удовольствия в любых его видах, симуляциях, таких как алкоголь и наркотики.  

– Почему?

– Самооценка – динамичная система. Если уровень притязаний у «гения» «лежит», то уровень достижений у него периодически начинает падать, поэтому его постоянно нужно как-то поднимать. Чаще – искусственным образом (алкоголем или наркотиками). Эти средства выступают в качестве повышения самооценки. Кстати, для зависимых людей на определенной стадии развития аддикции в принципе характерна неадекватно завышенная самооценка и чувство превосходства над другими. 

Подводя некоторый итог нашему разговору, скажу: бояться низкой самооценки и паниковать по этому поводу не совсем правильно. Для того чтобы человек чего-то достигал, необходимо, чтобы он чувствовал себя немножко ущербным. Чтобы самооценка была хотя бы чуть-чуть в минусе. И лишь путем достижений она начнет повышаться, и это послужит положительным подкреплением для еще большей активности и больших свершений.               
 
Беседовала Любовь Ульянова, «Номер один». 
Вопросы психологу вы можете задать по адресу: pismo77@inbox.ru 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.