14.08.2017
По каким законам работает наша память?

Что мы знаем о памяти? Да практически ничего. Единственно, часто жалуемся на плохую память, не зная, что сохранение файлов на «жестком диске» в нашей голове происходит осознанно, и этим процессом можно управлять. «Плохой» памяти нет – мы просто не умеем правильно организовывать, систематизировать и раскладывать по полочкам ту информацию, которую нужно запомнить, уверен психолог Игорь Бадиев.

Системы запоминания 

– Игорь Валерьевич, что такое память и как она работает?

– Память – это психический процесс, с помощью которого мы познаем окружающий мир. Это процесс запечатления, сохранения и забывания информации. Нейрофизиологические механизмы работы памяти – это большой вопрос для науки. Но для психолога более интересен вопрос о памяти как психическом процессе. Нам важно не как происходит сохранение информации, а по каким законам функционирует память. 

У человека функционирует несколько систем памяти. Это так же, как в компьютере – у нас есть и свой «жесткий диск» для сохранения информации, и оперативная память, и память видеокарты. Эти системы функционируют на абсолютно разных физиологических механизмах, однако работают одновременно.

Первая система – это сенсорная, или мгновенная, память. В этой системе информация сохраняется в абсолютно неискаженном виде на анализаторах (рецепторах) в течение сотых долей секунды. Когда мы что-то видим, на нашем глазу сохраняется «отпечаток» изображения – это и есть сенсорная память. 

Многие помнят: когда долго смотришь на изображение в негативе, а потом отводишь взгляд, то изображение в глазах проявляется. Так на нашем анализаторе проявился отпечаток информации. Сенсорная память необходима нам, для того чтобы мы могли воспринимать движущиеся предметы. Без этой системы мы не могли бы видеть движение.

Вторая система – это кратковременная память. Благодаря этой памяти мы можем ориентироваться в текущей ситуации. Информация с органов чувств поступает в мозг и сохраняется несколько секунд, после чего забывается. Вот мы идем, и все, что попадает в поле нашего внимания, содержится в нашей кратковременной памяти. 

Например, мы видим камень и не глядя перешагиваем через него, не запинаемся, потому что помним о том, что он был на нашем пути. Как только мы перешагнули камень, мы о нем забыли. Информация о нем стала не нужной и не актуальной. При определенных условиях информация из кратковременной памяти, которая, как нам казалась, забылась, может быть извлечена из памяти.

– Значит, процесс забывания – обратимый? Это не окончательное уничтожение информации?

– Да, информация просто откладывается в сторону за ненужностью. Для извлечения ее из кратковременной памяти часто применяют гипнотические, трансовые состояния. Информация в кратковременной памяти не подвергается глубокой переработке, она не осознается. 

За чем шел – забыл

Следующая система – это оперативная память. В ней содержится информация о тех объектах и событиях, которые нам необходимы для выполнения текущей деятельности. Когда мы что-то делаем, все, что нам нужно для этого, хранится здесь, но до тех пор, пока выполняется наша деятельность.

Объем оперативной памяти очень большой. Если объем кратковременной памяти, как правило, ограничен пятью-девятью объектами, то в оперативной памяти хранится гораздо больше информации. Она очень энергоемкая и требует больших усилий, но мы их не замечаем, поскольку эта система памяти включена в деятельность. 

Как только мы завершаем деятельность, информация из оперативной памяти сбрасывается. Например, вы готовите праздничный обед, у вас все под рукой – здесь нож, там вода кипит, здесь лежит морковка, там картошка. Пока вы все это делаете, вы точно знаете, где и что у вас находится. Вы всеми этими предметами оперируете, практически не глядя. Интересно, что чем сильнее вы вовлечены в деятельность, тем легче вы в ней ориентируетесь. 

Но вот вам потребовалось взять в серванте салатницу, и вы выходите в другую комнату. Обстановка изменилась, и наш мозг решает, что вы завершили деятельность, поэтому наша оперативная память очистилась. За чем вы зашли в комнату, вы уже не помните. Для того чтобы вспомнить, за чем вы шли, вам нужно снова вернуться на кухню и продолжить готовить обед. Вот такая особенность оперативной памяти – она работает до тех пор, пока выполняется деятельность. 

Когда студенты после сдачи экзаменов понимают, что забыли абсолютно весь материал по предмету, это свидетельствует о том, что информация, которую они запоминали, готовясь к экзаменам, находилась у них в оперативной памяти, а не в долговременной. Отложится ли заученный материал в долговременную память – большой вопрос. 

Бездонный жесткий диск

Четвертая система – это система долговременной памяти. Здесь информация хранится на длительное время, на всю жизнь. Отбор информации в долговременную память осуществляется по принципу релевантности. То есть то, что для нас более важно, и то, что мы считаем, нам пригодится в будущем, откладывается сюда. Здесь информация перерабатывается, архивируется, упаковывается и откладывается в уголок. 

Если сравнивать память с кладовкой: то, что мы считаем нужным, мы кладем поближе и при необходимости можем использовать. А то, что нам, как мы считаем, не пригодится, закидываем в дальний угол. Там она и болтается. Поэтому, чем важнее информация, тем ближе она лежит и тем лучше мы ее запоминаем.

– Как мы оцениваем, что нам важно, а что нет? 

– Так и оцениваем: то, что у нас вызывает эмоциональный отклик, то, что пригодится, что важно, имеет для нас личную значимость, то мы запоминаем хорошо. Поэтому, когда человек учится и не заинтересован в получении новых знаний, то эту информацию он, конечно, запоминает, но она откладывается в его «кладовой» где-то под тоннами мусора и пыли.

– Каков объем долговременной памяти? 

– Британские ученые выясняли, какова вместимость человеческой памяти. Оказалось, что ресурс нашей памяти для жизни не ограничен. Если использовать нашу память в качестве жесткого диска для записи видео, то в IMJ-качестве ее объема хватит на 300 лет непрерывной съемки.  

Мыслим картинками

– Почему многие жалуются на плохую память? 

– Проблема плохой памяти заключается не в том, что она плохая, а потому что мы не умеем организовывать ее. Та информация, которую мы запоминаем, не систематизируется и не раскладывается у нас по полочкам. Вспомните, как мы сохраняем файлы на компьютере? У каждого своя система организации документов. 

Один раскладывает документы по папочкам, в них создает еще папки, кто-то раскладывает информацию по датам. А кто-то кидает все подряд в одну папку, и когда ему потребуется извлечь из памяти какую-то информацию, то он ее попросту не найдет. Вспомнить что-то будет очень сложно, но не невозможно. Есть несколько способов запоминания (видов памяти) того, как мы оцениваем эту самую релевантность запоминаемой информации.

Первый и самый простой вид – это образная память. Например, мы с легкостью можем извлечь из нашей памяти образ Моны Лизы. Однако мы воспринимали его давно и запомнили самые общие черты. Именно поэтому образы этого вида памяти очень часто различаются с реальностью. Или, например, нам вспоминается деревенский домик, в котором в далеком детстве мы проводили каникулы у бабушки с дедушкой. Нам вспоминается большой, красивый дом, но когда мы приезжаем туда взрослыми, оказывается, что не такой уж он большой и красивый.   

Эмоции помнятся лучше

Следующий вид памяти – эмоциональный. Здесь у нас на первый план выходит не образ, а те переживания и эмоции, с которыми у нас ассоциированы события и объекты, которые мы запомнили. Понимаете, лучше запоминается то, что вызывает у нас наиболее яркий эмоциональный отклик. 

Вообще же особенность эмоций в том, что мы не вспоминаем их – мы их снова переживаем. Почему дети очень хорошо помнят, как несправедливо с ними обошлись родители? Вроде и семья хорошая, и родители любящие. Однако ребенок вырастает и помнит, что родители беспричинно наказывали его. 

– Почему так происходит? 

– Потому что это событие вызвало сильнейший эмоциональный отклик в череде достаточно ровных положительных эмоциональных переживаний, связанных с детством. И, напротив, у детей, которые жили в неблагополучных семьях, где родители о них не заботились, – очень теплые воспоминания о детстве. Например о том, как папа покупал им мороженое. 

Третий и наиболее сложный вид памяти – это словесно-логическая память. Тут мы запоминаем смыслы, системы, алгоритмы, связи, отношения между понятиями и объектами. Мы устанавливаем связь между информацией, которую легко запомнить, с информацией, которую нам необходимо запомнить через различные «запоминалки», мнемотехники. Например, «Пифагоровы штаны во все стороны равны». Формулировка теоремы Пифагора достаточно сложна, поэтому происходит глубокая сознательная переработка информации, которая очень плотно нами усваивается, запоминается и легко воспроизводится.

– Получается, если у человека «плохая» память, это поправимо?

– Обычно люди жалуются на долговременную память. Процесс запоминания – это осознанный процесс, информация не сваливается в нашу «кладовую» бесконтрольно. Нужно просто научиться систематизировать то, что мы сознательно запоминаем. Память можно и нужно развивать. Разложить материал по полочкам помогут мнемотехники. 

Беседовала Любовь Ульянова, «Номер один». 
Вопросы психологу вы можете задать по адресу: pismo77@inbox.ru 
^