Недострой в законе

В Бурятии против обманутых дольщиков сплотились все – от застройщика и судей до... самих дольщиков
A- A+
Обманутые дольщики жилищного комплекса «Алтан газар» продолжают безуспешно обивать пороги судов, чтобы узаконить свое жилье, которое они приобрели пять лет назад. На прошлой неделе Арбитражный суд Бурятии в десятый, если не больше, раз отказал им в удовлетворении очередного заявления. Лобби обанкротившегося застройщика, судя по всему, оказалось весомее.

Как мы уже сообщали, скандальный жилищный поселок «Алтан газар» («Золотая земля») должен был быть построен застройщиком ООО «Гевс-плюс» еще в 2010 году. Добросовестные дольщики внесли свои личные сбережения, многие взяли в долг и оплатили 100 процентов своих обязательств застройщику. Поселок был построен за счет привлечения труда китайских рабочих, что, судя по всему, позволило застройщику минимизировать затраты.

Однако с проектировщиком и рядом подрядчиков застройщик не рассчитался, деньги исчезли непонятно куда, после чего в 2013 году «Гевс-плюс» благополучно обанкротился. В результате кое-кто озолотился на земле, а людям, купившим квартиры и коттеджи, достался недострой. Попытки же достроить объекты и сети, сдать поселок в эксплуатацию за счет передачи оставшегося имущества застройщика-банкрота «Гевс-плюс» натолкнулись на мощное сопротивление.

Друзьям все, чужим – закон

На прошлой неделе судья бурятского арбитража Михаил Бурлаков рассмотрел заявление представителя дольщиков Ирины Суздальцевой о пересмотре его же определения от 17 июня 2016 года по вновь открывшимся обстоятельствам.

Напомним, связанные с бывшим руководством застройщика-банкрота лица создали несколько так называемых жилищно-строительных «кооперативов». Туда вошли лица, получившие коттеджи по договорам переуступки со структурами экс-гендиректора ООО «Гевс-плюс» Германа Харахинова, причем по довольно привлекательным ценам. Он, кстати, и аффиллированные с ним структуры также фигурируют в списке членов ЖСК.

Кстати, в совете кредиторов у Харахинова и структур, так или иначе связанных с ним, – свыше 78 процентов голосов. Так что особых иллюзий в том, кто рулит банкротством, нет ни у кого. Удивляет, что именно этим структурам судья Михаил Бурлаков легко передал права застройщика на объекты незавершенного строительства на общую сумму в почти 115 миллионов рублей.

Иначе говоря, людям, связанным с «Гевс-плюсом», дали возможность, в том числе, за счет дольщиков, внесших реальные, а не на бумаге деньги делать свои дела. Передав им остающиеся активы. Нонсенс. Причем реальным дольщикам, потратившим дополнительные средства на достройку и ремонт квартир и коттеджей, сегодня настойчиво предлагается доплатить по долгам предприятия, например, за аренду земли (которые должен был погасить застройщик).  То есть дольщики разделились на два лагеря. Одни купили за деньги. Вторые – по договорам переуступки прав. У всех разная мотивация.

Заплатить дважды

Судя по всему, и достраивать остальные «замороженные» объекты комплекса планируется за счет средств всех дольщиков, даже тех, кто за все уже заплатил.

– Фактически честных дольщиков обязывают заплатить почти в два раза больше, чем они планировали, когда заключали договоры на долевое участие с «Гевс-плюс», – недоумевает специалист в области арбитражного производства Николай Тетерин. – Это то же самое, если бы вы купили в автосалоне автомобиль, полностью рассчитавшись за него, а после нескольких лет эксплуатации вас бы по суду стали заставлять заплатить еще аренду и налоги за продавца, который вам реализовал товар! 

Собственно говоря, когда автор этих строк посетил заседание Арбитражного суда Бурятии, то с самого начала было очевидно, что попытка добиться здесь какой-либо правды обречена на провал. В суде заседал судья Михаил Бурлаков, который с 2013 года (а именно ему попадали все дела по банкротству «Гевс-плюс») не вынес практически ни одного решения в пользу пострадавших от действий застройщика дольщиков. Десятки решений – и все в одни ворота.

Дольщик Ирина Суздальцева заявила на суде, что решение судьи Бурлакова о передаче имущества предприятия-банкрота жилищно-строительным кооперативам нарушает ее конституционные права, в том числе по причине передачи этим структурам даже подвалов, которые должны быть общедомовым имуществом. Поскольку выявились новые обстоятельства этого сомнительного, по мнению дольщика, судебного решения, его необходимо отменить.

А директор «Проект-Б» Баир Балдоржиев заявил, что передача имущества недостроенного жилищного комплекса так называемым жилищно-строительным кооперативам лишь заведет ситуацию с дольщиками в окончательный тупик.

– Есть единое российское законодательство, когда ввести в эксплуатацию один объект строительства может только один хозяин, это единый комплекс, его просто никто не зарегистрирует, – отметил эксперт. – Это неделимый участок, и поэтому решение о передаче недостроенного объекта нескольким структурам делает абсолютно безнадежной их последующую регистрацию. Мы становимся свидетелями лишь затяжки времени, эти так называемые ЖСК «Алтан газар» не сдадут, так же как не смог сдать и обанкротившийся застройщик.

У разбитого корыта

Очевидно, что не только здравый смысл, но и законодательство формально – на стороне обманутых дольщиков. Но, как говорится, у нас закон – что дышло.

Представители жилищных кооперативов «Алтан газара» собрали внушительную группу поддержки. Участникам процесса пришлось переходить из кабинета в большой зал заседания. Собственник Надежда Мантатова и другие лица, задействованные в кооперативных схемах сторонников бывших хозяев «Гевс-плюс», вполне предсказуемо завили о необходимости отказать дольщикам в удовлетворении заявления. Судья Бурлаков совещался недолго. Отказал. Удивляться нечему – не мог же он признать незаконным свое же решение, вынесенное год назад?

Комментируя итоги процесса, Баир Балдоржиев отметил, что «суд еще год назад поставил крест на наших мечтах сдать поселок и пожить по-человечески».

Сотни жителей Улан-Удэ мечтали об улучшении своих жилищных условий, внесли свои или взятые в долг деньги, но остались в итоге у разбитого корыта. Даже те, кто успел заехать и за свой счет отремонтировать пустую коробку, не могут оформить квартиры в собственность (как объекты, а не непонятную долю в незавершенке) и живут «на птичьих правах». Продать такое жилье невозможно – только за бесценок. А многолетние попытки добиться правды в судах лишь подогревают слухи о коррупциогенности сложившейся ситуации. Переломить которую обычными методами, скорее всего, невозможно, что подталкивает обманутых людей провести акции протеста. Которые, судя по всему, не за горами.

Дмитрий Родионов, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.