На учителей Бурятии не хватает денег

Зато сверхдоплаты бурятским VIP-пенсионерам выплачиваются стабильно
A- A+
Правительство Бурятии делает вид, что рьяно решает вопрос повышения зарплат школьных учителей до положенного уровня. Скандальная ситуация с бюрократией была даже рассмотрена несколько месяцев назад на сессии парламента республики.

Бедные учителя

«В среднем, по Республике Бурятия мы выполняем показатели, установленные указом президента Российской Федерации, т. е. средняя заработная плата педагогических работников не ниже уровня среднего дохода по экономике на данный момент. 

Понятное дело, есть школы, которые получают ниже среднего по экономике. Таких школ у нас 129. По 2016 году средняя по экономике зарплата была 26280 рублей, по-моему», – говорит Баир Жалсанов, и.о. министра образования Бурятии. 

Большинство их находятся в сельских районах. Но среди 129 школ есть и 27 школ Улан-Удэ (больше половины школ столицы).

Республиканские власти легко, в любой момент, могут выделить бюджетные средства и поднять там зарплату учителей, но процесс тянется годами.

В настоящее время в бурятском правительстве разработан проект постановления, в котором говорится об увеличении подушевого норматива на ученика в отдельных категориях школ. Это малокомплектные школы (в селах с числом жителей менее двух тысяч человек) и школы с малым контингентом школьников (в городах республики).

«На все про все, по нашим расчетам, необходимо 197 миллионов рублей, чтобы вывести уровень средней заработной платы в этих 129 школах до средней по экономике», – отмечает и. о. министра.

Проблему пытаются решить по частям. Уже выпущено постановление правительства Бурятии, по которому удалось улучшить положение (с 1 сентября т.г.) в 29 малокомплектных школах – изменен принцип финансирования.

По словам высшего «образовательного» чиновника региона, школы будут получать финансирование на класс-комплект, а не на ученика, как раньше.

«Существенно увеличится фонд оплаты труда. В 29 школах средняя заработная плата уже выйдет на среднюю по экономике. Ниже этого уровня останутся 100 школ. Уже легче будет», – констатирует и. о. министра образования.

Все вышесказанное – первая часть решения вопроса. 

Работать на одной ставке – это фантастика

Среднюю зарплату учителя Бурятии, который работает на одну ставку (18 часов нагрузки), очень сложно поднять до средней по экономике.

В школах есть 11 тысяч ставок. Однако их занимают восемь тысяч учителей. 

«В среднем нагрузка от 25 до 27 часов. Если возьмем за основу ставку в 18 часов, нам потребуется одномоментно более трех тысяч учителей и более 1,3 миллиарда рублей на заработную плату – всем 11 тысячам учителей, чтобы у них зарплату довести до средней по экономике», – описывает учительский тупик Баир Жалсанов.

Минобразования республики, когда говорит о том, сколько школ достигли среднеэкономической зарплаты, ведет речь не о зарплате учителя за одну ставку, а об его общей зарплате, которую он получает (к примеру, за реальные 1,5 ставки нагрузки). Таков метод определения – достигла школа нужного уровня или нет.

Нетрудно догадаться – когда правительству Бурятии вздумается показать, что радостные учителя благоденствуют и получают выше, чем в среднем по экономике, будет использован следующий метод. 

Учителя станут еще больше совмещать, «пахать» на двух ставках, и их средняя зарплата, конечно, превысит среднюю по экономике республики. На бумаге, в отчете чиновников, это будет смотреться очень красиво. А в Москве так вообще будут удивлены достижениями провинциальной республики. Могут и орден дать…

Чиновники «рожают» очередное постановление

Но что с оставшимися 100 бурятскими  школами-«бедняками»?

«С учетом совместительства наших учителей, в этих 100 школах требуется более 100 миллионов», – говорит Баир Жалсанов.

Так, в Улан-Удэ все школы входят в одну нормативную группу. Если повысить подушевой норматив на ученика, он коснется и густонаселенных школ, и малокомплектных – зарплаты вырастут во всех школах Улан-Удэ. 

Чиновники не готовы к этому жесту, поэтому ради 100 школ разработали проект очередного постановления.

Например, судя по всему, улан-удэнские школы хотят разделить на две группы (чертой разделения выступает число в 1,5 тысячи учеников), чтобы получить возможность поднять норматив только в школах-«бедняках».

Это вторая часть решения проблемы.

Ютятся на задворках бюджета

Главным аспектом в повышении учительских зарплат республиканские чиновники называют финансирование.

«Расходная часть бюджета республики составляет 51 миллиард рублей. Сами мы зарабатываем 23 миллиарда. Если мы все с вами возьмемся за развитие нашей экономики, и у республики будут дополнительные источники, то этот вопрос мгновенно решится», – говорит Баир Жалсанов.

Между тем власти республики не хотят наладить рациональное и рачительное расходование даже имеющихся финансов. 

Примером неэффективного использования бюджетных средств – на протяжении долгих лет – являются республиканские доплаты к пенсиям бывшим высокопоставленным чиновникам правительства и парламента Бурятии. Они доходят до 270 тысяч рублей на одного VIP-пенсионера-чиновника в отставке.

«В таких условиях стоит ли отменить VIP-доплаты?» – спросил «Номер один» у и. о. министра образования, который обязан быть главным защитником интересов бурятского учительства. 

«Мое дело – грамотно организовать образовательную политику. Пока в другие сферы нашей жизнедеятельности я не вникал», – ответил Баир Жалсанов.

Признаваться, что для властей республики высокие пенсионеры-отставники важнее школьных учителей, член бурятского правительства не стал.

Петр Санжиев, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.