Талантливая и амбициозная

Альтистка Елена Дыпкеева выступила на Зальцбургском фестивале
A- A+
30 августа завершился Зальцбургский фестиваль, который с момента своего основания в 1920 году является эталоном качества и стиля для всех фестивалей классической музыки, оперного и театрального искусства на планете. На его сценах блистают лучшие артисты и дирижеры современности –  Анна Нетребко, Роландо Виллазон, Риккардо Мути. Среди них и наша землячка Елена Дыпкеева. 

Улан-Удэнская альтистка вместе с именитым дирижером Теодором Курензисом исполнила первую симфонию Малера и концерт для скрипки с оркестром Берга. О том, как построить успешную карьеру, о жизни в Европе, профессиональном выгорании и будущих планах известная скрипачка рассказала в интервью «Номер один».

Четыре страны и восемь городов в месяц

Школа для одаренных детей в четыре года. Первый сольный концерт в 11 лет. Работа в оркестре Бурятского театра оперы и балета в 14 лет. После детской школы искусств имени Бау Ямпилова в жизни Елены была Новосибирская специальная музыкальная школа. В 2003 году во время поездки в Санкт-Петербург девушке предложили поступить в Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Римского- Корсакова. Потом была Высшая школа музыки и театра в Гамбурге (Германия). Не успела Елена окончить Высшую школу музыки в Кельне, как получила предложение стать профессором университета в Чили (Южная Америка).     

При взгляде на биографию Елены создается впечатление, будто ее карьера складывается на редкость удачно и словно сама собой. Однако за этими успехами стоят многочасовые тренировки каждый день, изучение различной литературы, для чтения которой в оригинале Елена освоила пять языков, бессонные ночи и, что немаловажно, амбиции.

«Как правило, я играю по нескольку проектов в месяц – это и сольные концерты, и оркестровые, и концерты камерной музыки, – рассказывает Елена Дыпкеева. – В общем получается четыре страны и восемь городов».

Два часа ночи. Отыгран очередной концерт. Международный вокзал. Все говорят по-французски. В семь утра другая страна, а в девять уже репетиция нового концерта. Такой напряженный график – обратная сторона востребованности артистки.

«Иногда на концерте думаешь о том, как пережить два часа на сцене, если ранее был перелет в шесть часов, – признается Елена. – Опухла рука, ноги отекли, смена часовых поясов, не успела поесть, поспать. И в таком состоянии сидишь и думаешь: что я сейчас наиграю?! Надо иметь лошадиный запас энергии, чтобы при таком графике каждый концерт отыгрывать с искренним ощущением присутствия на сцене. Мне это дается с трудом. И это не то, чего бы я хотела».

«Чтобы не произошло профессионального выгорания»

По этой причине артистка планирует изменить направление своей карьеры. «Я играю уже давно, и мне хочется попробовать что-то еще, чтобы не произошло профессионального выгорания, –  признается Елена. – Да, хорошо быть востребованной, но при таком бешеном ритме в какой-то момент просто не хочется никуда ехать». 

Зимой Елена завершает магистратуру в Кельне, а в конце сентября переезжает из Европы в Южную Америку, где будет преподавать. «С коллегами из профессорского состава я буду также играть камерную музыку в квартете, буду играть сольно, но уже в другом режиме – тогда, когда мне этого хочется, а не по заказам, как сейчас, – говорит Елена. – Я бы хотела свою исполнительскую деятельность сделать более независимой в материальном плане».

Радует Елену и смена места жительства – Европа со своим идеальным порядком немного наскучила девушке. В идеале ей, конечно, хотелось бы жить в России, например, в Санкт-Петербурге или даже Улан-Удэ, но к классической музыке в нашей стране отношение другое.

«В Европе люди любят классическую музыку, там всегда можно найти своего зрителя, – говорит Елена Дыпкеева. – Для европейцев Бах или Гендель – то же самое, что для россиян Филипп Киркоров или Елена Ваенга. Обычная картина, когда за завтраком кто-то насвистывает мелодию Вагнера. В России же считается, что включить с утра Чайковского может только очень просвещенный человек».

По этой же причине в России Елена выступает довольно редко. Как правило, эти выступления связаны с совместными проектами с известным дирижером Теодором Курензисом. В этом году они играли первую симфонию Малера сначала в туре Брюссель – Афины, затем в Венеции, а в августе на Зальцбургском фестивале. 

«Участвовать в этом фестивале для меня – это огромный шаг вперед! – признается Елена. – Нет второго такого фестиваля в Европе, где можно было бы встретить столько легенд. Я никогда даже не думала, что смогу принять участие в нем, во всяком случае, так рано. Для меня это было просто впечатляюще!».

«Все равно, что играть для бабушки»

Что касается Улан-Удэ, то здесь Елене сложнее подобрать программу, так как существуют сдерживающие факторы. «Я играла бы здесь гораздо больше, если бы у нас был симфонический оркестр и пианисты такого уровня, который мне нужен, – говорит Елена. – Чтобы я могла, например, принести стопку нот, и человек сказал, хорошо, чтобы освоить это, мне надо пять часов. Речь идет даже не об уровне или таланте, а о форме, о том, чтобы пианист был играющий. Трудно работать с человеком, если я занимаюсь каждый день по шесть часов всю свою жизнь, а он бросил так заниматься уже давно. Дмитрий Маслеев (пианист из Улан-Удэ, победитель Всемирного конкурса имени Чайковского)? Да, конечно, он бы идеально подошел! Но мы с ним не можем состыковаться ни в Европе, ни здесь. Желание сыграть вместе в Бурятии у нас с Димой существует лет пять, но пока не получается его осуществить».

Выступление на родине Елена сравнивает с игрой для бабушки и очень любит улан-удэнских зрителей. «Люди здесь открытые, нет в них двуличности, – говорит Елена. – Здесь все свое, родное. Да, стоя на сцене, очень хорошо чувствуешь зрителей, их реакцию». 

Несмотря на столь успешную карьеру, Елена не считает себя особенной, а секрет успеха видит в большой работоспособности, амбициях и наличии хорошего педагога.  

Секрет успеха

«Я не знаю, как мне это удалось, – говорит Елена Дыпкеева. – Я думаю, у человека, который активно строит свою жизнь, обязательно все будет хорошо. Есть два главных врага – это страх чего-то непонятного и лень. Если человек не ленивый и ему не страшно, он может сделать все что угодно».

Ребятам же из Улан-Удэ, желающим стать востребованными артистами, Елена советует участвовать в конкурсах, показывать себя, но для начала придется покинуть родину. «На уровне музыкальных школ, училищ и академии в Улан-Удэ нет такого специалиста, который мог бы позволить человеку, например, выступить на конкурсе в Германии и взять премию, – говорит Елена Дыпкеева. – Но я как ребенок, рожденный здесь и не очень отличающийся от всех остальных, могу сказать, что это возможно, если у вас есть хороший педагог. Многое зависит от учителя. Мне повезло учиться у лучших – это заслуженный деятель искусств России, профессор Юрий Мазченко (Новосибирск), заслуженный артист России, профессор Андрей Догадин (Санкт-Петербург), профессор Мариус Никитеану (Гамбург), профессор Александр Земцов (Вена, Кельн). Они все потрясающие музыканты – солисты и концертмейстеры у лучших оркестров, педагоги. Каждый из них имеет великолепную карьеру».

Также, по словам альтистки, нужно постоянно развиваться – выучить языки, чтобы читать произведения в оригинале, изучить эпоху, во время которой они были написаны, биографию композиторов.  Важно понять, как жил композитор, с кем дружил, общался, как у него складывалась жизнь, имел он власть или нет, был ли счастлив. В целом идеально понимать общую философию того времени, каким было государство и сам человек. Если ты знаешь, например, что композитор жил в тот период, когда было огромное разделение на бедных и богатых, а он был пацифистом, то понимаешь, что, наверняка, у него был конфликт с обществом. И он обязательно где-то это выразит. А если этого не знать, можно подумать, что это какой-то личный конфликт.

Эти знания позволяют музыканту оживить нотный текст, который написан 300 лет назад и по своей сути является мертвым. «Мне гораздо интереснее выступать в качестве интерпретатора, – говорит Елена Дыпкеева. – Одно и то же произведение можно сыграть по-разному. Есть возможность выстроить свою историю, которая лежит за нотным текстом. Я считаю, солистам допустимо предлагать свой взгляд на произведение, потому что если мы все время будем пытаться угадать, как композитор хотел бы, чтобы звучало произведение, мы никогда не узнаем, угадали мы или нет. Вместо этого я бы рискнула показать, как я это вижу. И я уверена, что зрителям это будет гораздо интереснее и ближе».

Еще одно направление, которое интересует Елену, – искусство дирижирования. Из-за напряженного графика она не могла уделить этому направлению достаточно времени. Но после перехода в профессуру планирует активно осваивать профессию дирижера. Пока же Елена Дыпкеева набирается сил в Бурятии. 

Соня Матвеева, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.