Противогаз для улицы

С наступлением отопительного сезона в столице Бурятии Улан-Удэ серьезно ухудшилось состояние воздушного бассейна
A- A+
Только в сентябре, по сравнению с предыдущим месяцем, содержание токсичного бензапирена, по данным бурятского подразделения Гидрометцентра, возросло почти в три раза – до 2,8 ПДК (предельно допустимой концентрации воздуха).

Последние несколько лет Улан-Удэ стабильно попадает в двадцатку самых загрязненных городов России. По данным министерства природных ресурсов Бурятии, основные экологические беды связаны с двумя факторами. Во-первых, город находится в котловине, что ухудшает циркуляцию воздуха в зимний период. Во-вторых, в атмосферу выбрасываются большие массы сажи и бензапирена – крайне токсичных веществ, виновных в росте онкологических заболеваний.

Бензапирен поступает в атмосферу от сжигания ископаемого топлива, прежде всего угля. Поставщики: Улан-Удэнская ТЭЦ-1, многочисленные угольные котельные и дымовые трубы частного сектора. Частный сектор в последние годы вносит все более заметный вклад.  Беднеющее население все чаще переходит на грязный, экологически опасный уголь, а также на сжигание в своих печах бытового мусора. Причем некоторые домовладельцы переходят всякие границы.

– Наш сосед-пенсионер в поселке Солдатский повадился собирать на шиномонтажках старые автопокрышки, он рубит их и сжигает в печке, – рассказывает улан-удэнка Галина Соловьева. – Из трубы идет одна сажа и падает на наши огороды. Мы собрались и предупредили: если еще раз увидим, что он сжигает покрышки, то наши мужики его побьют. Он испугался и прекратил. Но потом кто-то сказал, что он стал сжигать колеса глубокой ночью, пока все спят.

Многим людям и в голову не приходит, что, сжигая в обычных печах уголь, бытовой мусор, в том числе пластик, они посыпают на свой участок целый букет химических веществ, бензапирена, диоксинов и прочей дряни. Попадая в воздух и почву, они постепенно накапливаются в организме. И приводят к страшным последствиям.

– Безусловно, лишь перевод на газ и снижение стоимости электроэнергии сможет значительно улучшить экологическую ситуацию в Улан-Удэ, – убежден эколог Сергей Шапхаев.  – В том же Иркутске большинство частных домов сидят на электрокотлах и нет такой сажи зимой, как у нас. Однако, чтобы уйти от сжигания угля, необходимо последовательно добиваться снижения стоимости других источников тепла, и для этой цели необходимо использовать, в том числе, законодательство об охране озера Байкал. Например, в Иркутске по побережью озера закрыли многие угольные котельные и перевели их на электричество. Нам необходимо также двигаться в этом направлении, используя существующее природоохранное законодательство.

Пока же чиновники, регулярно получая информацию о запредельных концентрациях токсических веществ в атмосфере (в прошлом году ПДК по бензапирену превышала норму в отдельные дни в 24 раза), почему-то абсолютно не информируют граждан о серьезной опасности для здоровья. Если в том же Китае при возникновении смога власти сразу же предупреждают своих граждан, рекомендуют не появляться на улицах без респираторов, предпринимают меры по снижению работы промпредприятий и запрещают детям посещать школы, то у нас на этот счет стоит гробовая тишина. И неинформированные люди, проводя время на улицах, получают высокие дозы токсических веществ из воздуха.  А после идут, в лучшем случае, в поликлинику. Хотя простейшие респираторы могут значительно снизить вред от вдыхания загрязненного воздуха.

Дмитрий Родионов, «Номер один»
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.