Тьма с кровью

Еще одна кровавая театральная премьера состоялась в Бурятии
A- A+
14 и 15 октября Буряад театр представил свой новый спектакль – «Хүлэр түмэрэй амисхал. Дыхание бронзы» – по мотивам романа Владимира Митыпова «Долина бессмертников».

Эффект присутствия

«Победа есть поражение, а поражение есть победа. Неполное становится полным, кривое – прямым, пустое – наполненным, ветхое – новым…». А мертвое – живым. В новой постановке режиссера Сойжин Жамбаловой мертвые вступают в спор с живыми. Наш «век практицизма и деловых людей» сопоставляется с жестоким веком гуннских правителей. А тьма смешивается с кровью. 

Черный и красный – два основных цвета спектакля. Гунны в «Дыхании бронзы» облачены в черные пиджаки, как в доспехи, и вечерние наряды цвета крови. Впрочем, не стоит рассматривать кровь однозначно. Ведь если в одном случае она символизирует жестокость и насилие, то в другом – жизнь.

Главный герой включает вентиляторы, и струи воздуха развевают волосы и красное платье его жены Эльвиры. Перед зрителем не то алый цветок, не то полыхающее пламя. 

Владимир Митыпов – писатель-фантаст. И сцена представляет собой некое фантастическое пространство, где обычная квартира сменяется библиотекой, а грань между прошлым и настоящим исчезает. Здесь царит полумрак. В синеве мелькают тени. А в шкафах – мертвецы, которые наблюдают за происходящим из прошлого.

Первое, что бросается в глаза при взгляде на сцену, – это два огромных окна, служащие некой преградой между героями и бескрайним небом. Лишь однажды эта преграда исчезает – в тот момент, когда влюбленные находят небольшое отверстие и сбегают из обоих миров.

Спектакль живой. У героев лица, словно маски, голоса мертвых раздаются эхом, убийства происходят хладнокровно. Голоса, образы, жесты смешиваются с воздухом и проходят сквозь зрителя мягко и не находя преград, так, что они начинают жить внутри.

Поэтому, когда младший брат бежит за Модэ, поднимаясь на ноги каждый раз, когда его отталкивают, это чувствуется так, будто это твой младший брат. А в сцене, когда Олег влюбляется в Ларису, можно почувствовать тепло его тела и мужской запах. 

Спектакль, конечно, задает зрителю много вопросов. Чем различаются то время и наше? Так ли уж продвинулась цивилизация в своем развитии? Как прошлое влияет на настоящее? И как настоящее повлияет на будущее? 

Но главное в спектакле – вот эти ощущения. Эти тонкие моменты, которые доносят до зрителя смысл больший, чем любые слова. Волосы девушки, как струны скрипки, на которой играет Модэ, перед тем как ее убить. Охапка ярко-желтых цветов в руках у матери-покойницы, появляющейся из белого савана, и которые становятся символом мести. В спектакле вообще много поэтичных образов.

«Бессмертники – удивительные цветы, которые, засыхая, выглядят живыми». Влюбленные, находясь в ванной, как в лодке, обмазывают друг друга не то глиной, не то бетоном, превращаясь в застывшие скульптуры, на которые впоследствии будет смотреть новое поколение.

Пересечения и клише

«Дыхание бронзы» так или иначе перекликается с другой премьерой – нашумевшим спектаклем Русского драматического театра «Ричард III», хотя их авторы вряд ли согласятся с этим. Тем не менее и в том и в другом случае речь идет о правителях-тиранах. И в том и в другом случае их образы неоднозначны. На сцене как Русского драматического, так и Бурятского кровь так и хлещет, головы отсекаются, царит хардкор и борьба за власть. И, кстати, красные перчатки уже становятся клише. 

Хотя все это насилие режиссеры рассматривают в разных плоскостях. У Сергея Левицкого все заканчивается жестко и драматически. Сойжин Жамбалова же уводит смысл в сторону любви и новой жизни.

И тысячу лет назад, и сегодня все то же небо над головой, все та же земля под ногами. Люди так же борются за власть, умирают и рождаются. В этом плане «Дыхание бронзы» – спектакль о том, что есть вещи важнее жизни и смерти.

Что касается главного героя Олега – поэта, который не может найти место в «век практицизма и деловых людей», здесь все же стоит отметить, что Владимир Митыпов написал «Долину бессмертников» в 1975 году. 

Сейчас в России и особенно в Бурятии наиболее остро ощущается нестабильность мира, когда возможно все. Люди, которые казались вечными, перестают ими быть, так же, как и установленные ими правила. И если раньше казалось бессмысленным пытаться что-то изменить, то сейчас перемены реальны.

И это происходит как в негативном плане, так и в положительном. В мире появляются новые тенденции и правила, которые контролировать не может уже никто. Тем более люди старого формата. Сегодня к успеху могут прийти люди без связей и денег. Вчерашние студенты выросли в крупных предпринимателей. И в этом, другом, мире герои, подобные поэту Олегу, могут занять совсем другое место.

Екатерина Лонская, «Номер один»
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.