Защитить бизнес от государства

Бизнес-омбудсмен о причинах ухода и борьбе за выживание предпринимателей
A- A+
Недавно стало известно, что Анатолий Дашиев покидает пост уполномоченного по защите прав предпринимателей в Бурятии. Это решение вызвало недоумение как у бизнес-сообщества, так и у власть предержащих. Первый бизнес-омбудсмен в истории республики рассказал «Номер один» об итогах многолетней борьбы и защите предпринимателей от государства.

Издержки прогресса

– Сейчас, наверное, нет ни одного министра, который бы не обучался проектному управлению и тому подобным вещам. Сюда приезжают преподаватели, представители академии народного хозяйства и госслужбы, других образовательных структур, которые как раз эти новые технологии продвигают, – поясняет Анатолий Дашиев. – Но правозащитные институты в это дело не вовлечены. Может быть, для уполномоченных по правам человека и по правам ребенка это не так актуально. А здесь – тесная увязка решения многих проблем именно с экономическим блоком.

Первый бизнес-омбудсмен, объясняя причины ухода, говорит о развитии современных технологий, о необходимости омоложения власти. Но добавляет, что, вероятно, есть и другие причины ухода.

– Не совсем хорошо получался диалог и с людьми моего поколения в силу каких-то закостенелых вещей, которые сложились в структурах власти, – говорит Анатолий Дашиев, не уточняя, о ком именно идет речь.

Блокчейн, ICO, мобильные приложения – сейчас в Бурятию только начинают приходить федеральные веяния. Они уже вовсю внедряются в аппарате уполномоченного по правам предпринимателей при президенте Бориса Титова.

– Это все говорит о том, что качеству управления сейчас придается большое значение. А чтобы заниматься этим по-настоящему, на том уровне, за который не стыдно, нужен человек с новым мышлением. Я себя не могу к этой категории отнести. Поэтому, думаю,  будет лучше, если здесь тоже будет обновление, – говорит Анатолий Дашиев.

Размышляя о будущем, бизнес-омбудсмен рассказывает, что собирается найти себя в каких-то более консервативных сферах. Ведь образование, наработанный опыт и какие-то практические навыки позволяют.

– Со сферой пока не определился, но не исключаю, что это может быть связано с бизнесом, с какими-то консультациями.

В поисках замены

Замену Анатолию Дашиеву должны найти за 90 дней после его ухода. Кандидатуры должно выдвинуть предпринимательское сообщество, предложить их главе республики. Алексею Цыденову предстоит выбрать самого достойного и согласовать его с Борисом Титовым. После – согласовать с Хуралом.

– Я думаю, этот пост должен занять человек, которому доверяют предприниматели, – говорит Анатолий Дашиев. – Но у нас есть предпринимательские сообщества. В своей среде это наиболее активные, продвинутые, думающие люди. Организации, с которыми мне приходилось работать, с которыми нормальные отношения выстроены, это Союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата, региональные отделения «Опоры России», «Деловой России», Союз менеджеров, некоммерческое партнерство лесопромышленников и лесоэкспортеров, Гильдия риелторов, Гильдия ремесленников, профсоюз «Торговое единство» и еще порядка 10–12 организаций наиболее активных.

Власти Бурятии должны будут провести с ними консультации. Экономический блок правительства совместно с перечисленными организациями выберет наиболее достойных. И – далее по процедуре.

– Наверное, соберутся сообща, процедура там достаточно свободная. Скорее всего, это будет результат переговоров и какого-то компромисса, – считает Анатолий Дашиев.

С нуля

С момента внедрения института уполномоченного по правам предпринимателей прошло три года. За это время удалось, как минимум, познакомить бизнес-сообщество с новым органом и выстроить систему взаимодействия.

– Для того чтобы продвинуть знания предпринимателей, что есть такая форма защиты, я объехал все муниципальные образования республики, заключил соглашения о взаимодействии с главами муниципальных образований. Договаривался, что мы можем совместно рассматривать обращения предпринимателей и, не доводя до суда, стараться решить эти проблемы наименее затратным для власти и для предпринимателя путем, – рассказывает Анатолий Дашиев.

Сегодня работает более 25 общественных помощников омбудсмена. И зачастую они решают проблемы на месте самостоятельно. Хотя, конечно, такое возможно далеко не всегда.

– Кроме того, практически со всеми контрольно-надзорными органами заключены соглашения на протяжении всего периода и выработана практика взаимодействия. Многие обращения удалось разрешить, – говорит бизнес-омбудсмен.

Ежовые рукавицы

Надзорное давление на бизнес в Бурятии – тема отдельная, если не основная. Ведь защищать предпринимателей республики нужно, прежде всего, от госструктур, которые часто перегибают надзорную палку.

– С этого года ввели закон о предупреждении за первое незначительное нарушение. До этого же сразу – штраф. Предпринимателя притягивали к ответу. Но мы уже до этого закона ввели практику и стали обращаться к руководителю республиканского звена, ходатайствовали, что нарушение не принесло никакого вреда. И удавалось решать, – рассказывает Анатолий Дашиев.

На протяжении 2015–2016 годов каждая пятая жалоба от предпринимателей касалась именно нарушений со стороны контрольно-надзорных органов. Как раз на тот период пришелся скандал с перерегистрацией бурятского бизнеса в другие регионы.

– Мы понимаем, что у каждого контрольно-надзорного органа свои цели и задачи, но, когда статистику собрали, посмотрели, выяснилось, что система оценки – палочная. То есть число проверок, число выявленных нарушений, сумма наложенных штрафов – это все было в качестве критериев эффективности. Мы на все это обратили внимание, что такого быть не должно, – поясняет Анатолий Дашиев.

После того как тема дошла сначала до руководства республики, а потом была поднята в послании президента страны, количество проверок снизилось. Но, как ни парадоксально, давление ничуть не ослабло.

Лазейки для надзорников

– Контрольно-надзорные органы, понимая, что заявление о снижении давления на бизнес прозвучало уже в послании президента, стали искать какие-то лазейки. И выяснилось, что давление ушло в другую нишу – так называемых проверочных мероприятий: рейды, обследования, осмотры и так далее. Их количество стало превышать количество проверок, как плановых, так и внеплановых, – рассказывает Анатолий Дашиев.

То есть проблема не исчезла. Подтверждение – рейтинг регионов по инвестиционному климату, в котором Бурятия провалилась до 73-го места. Хотя количество проверок, как уже было сказано и как докладывают надзорники на каждом совещании, снижается.

– Вырос средний чек по штрафам. Потому что в Кодексе об административных правонарушениях суммы штрафов очень сильно возросли. И при снижении общего числа проверок суммы штрафов увеличиваются, – отмечает Анатолий Дашиев.

Впрочем, годы борьбы с надзорниками все же дали кое-какие результаты. Сейчас есть все нормативные основания, чтобы перейти от палочной системы оценки эффективности контрольных органов к таким критериям, как снижение вреда от нарушений, снижение количества случаев с опасными последствиями и так далее.

Государство в долгах

Кроме того, как оказалось, на бизнес давят с другой стороны. Так, региональные и муниципальные власти часто не торопятся оплачивать работы, выполненные по госконтрактам.

– Например, на протяжении всего прошлого года мне довелось работать по одному обращению. Джидинская администрация не оплатила сумму за объем дополнительных работ по реконструкции стадиона. Предприниматель из собственных средств затратил 13 с лишним миллионов, потом долго судился. Администрация объявила, что стороной муниципального контракта являлось автономное учреждение, хотя это порождение самой же администрации, и отказалась оплачивать, – рассказывает бизнес-омбудсмен.

Обращались и в прокуратуру, и в органы следствия, и в суды. Все только разводили руками. Решить вопрос удалось только политическими методами.

– Мне пришлось дважды заходить к главе республики и настаивать на том, чтобы призвали к ответу районную администрацию. В конечном итоге только в конце декабря прошлого года за счет бюджетного кредита оплатили 13 миллионов этому предпринимателю, – говорит Анатолий Дашиев.

Был еще бурятский предприниматель, который выполнил работу для Магаданской средней школы, но не смог получить положенные ему 3,8 миллиона. Вопрос удалось решить через прокурора области.

– Были и другие обращения, с меньшими суммами. Но для любого предпринимателя оплата за выполненную работу – очень важная вещь, потому что он попадает на неуплату налогов, невыплату зарплаты и прочие неблагоприятные последствия, – уверен Анатолий Дашиев.

Сейчас на федеральном уровне приняты законы, ужесточающие ответственность чиновников, которые не рассчитываются по госконтрактам. Однако это далеко не хэппи-энд. Само наличие института уполномоченного по защите прав предпринимателей говорит о том, что государство для бизнеса – скорее враг, чем друг. И в ближайшем будущем ситуация вряд ли изменится.

Владимир Пашинюк, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.