07.12.2017
О задачах по развитию столицы, латании труб и трудных деньгах на инфраструктуру

На какие суммы ежегодно ремонтируется городская инфраструктура? Будут ли в городе новые коммунальные аварии? Где взять деньги на ремонт сетей и сколько их требуется? Чем занимаются депутаты горсовета на рабочих группах и какие у них претензии к ТГК-14? Обо всем в откровенном интервью «Номер один» рассказал заместитель мэра Улан-Удэ Алексей Хандархаев. 

– Алексей Сергеевич, Вы являетесь заместителем мэра города и состоите в комитете городского хозяйства, транспорта и связи Улан-Удэнского горсовета. С этим же связана работа комитета городского хозяйства, которым Вы ранее руководили в администрации города. Поэтому предлагаю сосредоточиться на вопросах инфраструктуры, которые сегодня особенно волнуют горожан. Вы неоднократно заявляли, что износ коммунальной инфраструктуры Улан-Удэ превышает 80 процентов. Насколько велики риски для жизнеобеспечения города?

– Да, все верно. Износ коммунальной инфраструктуры по ресурсоснабжающим организациям составляет примерно 70–80 процентов. Данный процент износа включает в себя новые сети, которые мы ежегодно перекладываем, а также вводим в эксплуатацию через технологические присоединения. На некоторых участках процесс износа, если откровенно сказать, свыше 90 процентов. Есть аварийные участки, где нормативные сроки эксплуатации уже давно вышли.

Для того чтобы остановить процесс старения теплосетей, необходимо перекладывать ежегодно 25–30 километров сетей, по факту получается пока 10–12 километров. По «Водоканалу» требуется срочная перекладка 91 километра сетей.

Здесь надо сказать, что проблемы в коммунальной инфраструктуре, к сожалению, возникли не вчера и не сегодня, а накапливались десятилетиями и не решались десятилетиями.

В первую очередь, считаю, настало время начать поэтапно перекладку магистральных трубопроводов теплосети, водоводов и головных кабельных электрических линий.

В связи с тем что отопительный сезон у нас проходит в течение восьми месяцев, при такой изношенной инфраструктуре, конечно же, возникают риски технологических нарушений и коммунальных аварий. Меня часто спрашивают: «Будут ли происходить аварии?». При таком износе – к сожалению, да, будут. Вопрос только в том, как быстро, эффективно и без больших последствий мы можем их устранять. Авария на Лебедева привела к большим последствиям потому, что сети уже давно нуждаются в замене. И таких сетей много – в срочном ремонте нуждаются десятки километров инженерных сетей, среди них есть построенные даже в 1930–1950-е годы.

Чтобы оперативно устранять аварии на сетях города, надо иметь в необходимом количестве ремонтный персонал и специализированную технику, аварийный запас материалов. Немаловажно организовать взаимодействие между ресурсоснабжающими организациями при ликвидации крупных аварий. Например, при ликвидации аварии на Лебедева такое взаимодействие было организовано. В последние годы мы это часто используем. 

– Как можно решить эти задачи? Какие инструменты используются? Есть ли способы кардинально изменить ситуацию?

– Если говорить о конкретных способах: решить эти вопросы можно только финансированием. В приоритетном порядке нужно делать самые изношенные сети. Мы эти участки прекрасно знаем. Пока мы добиваемся выделения «юбилейных» 1,7 миллиарда рублей из федерального бюджета, пытаемся добиться включения в разные программы. Эти деньги нужны на замену и ремонт «головных стволов». Это магистральные линии тепла, водоводы, коллекторы, аварийные и те, у которых вышли сроки эксплуатации. Если их заменить, повысится системная надежность теплоснабжения и водоотведения.

Но одновременно все равно нужно находить тарифные решения. На плановое обновление средств недостаточно.

– Сколько сегодня в тарифе денег на ремонты сетей? Что делается на эти деньги?

– Тариф ТГК-14 составляет 1867,4 рубля за гигакалорию. Из всех денег, поступающих от потребителей, на ремонт идет 150 миллионов рублей и плюс примерно 130 миллионов рублей – средства по инвестиционной программе.

По «Водоканалу» 7 копеек (из 16,78) заложено в тарифе на холодную воду, итого за год 1,9 миллиона. Фактически направлено за год на ремонт 3,8 миллиона – город и республика добавляют деньги из резервного фонда, чтобы избежать перебоев. В тарифе на водоотведение (21,44 рубля) на ремонт заложено 63 копейки, это 13 миллионов в год. По электроэнергии тариф составляет 2,87 рубля, на ремонт из них идет 59 копеек, это 57 миллионов за год.

Эти деньги направляются на подготовку к осенне-зимнему периоду. Результаты видно из статистики – перебои с электроснабжением по сравнению с прошлым годом сократились вдвое, по теплу и водоснабжению тоже отключений стало меньше. Но это только текущие цифры, и в следующем году они могут быть другими. 

– Недавно гендиректор ТГК-14 заявил на БРИФ, что содержание и ремонт тепловых сетей – это обязанность собственника, то есть города. Это действительно так?

– Согласно действующему договору аренды с ТГК-14 текущее содержание и ремонт тепловых сетей – это прямая обязанность арендатора.

– Уже долгое время администрация города пытается оспорить сделки «Улан-Удэ Энерго» по выводу сотен миллионов, но безуспешно. Между тем на одной из сессий горсовета поднималась тема деприватизации городских сетей. Каково будущее этой инициативы? Какова процедура изъятия имущества обратно в городскую собственность?

– Этот актив по сути городу уже давно не принадлежит – у нас там всего 25 процентов. Второй собственник – «Основа Холдинг» – блокирует все наши решения. Если откровенно, у нас просто «отжали» этот объект мошенническим путем. Это был очень изощренный рейдерский захват. Администрация города обращалась в правоохранительные органы, и этим вопросом занимаются юристы. Если найдутся законные основания для возврата имущества путем деприватизации, это будет лучший вариант. 

– Не так давно в Улан-Удэнском горсовете была изменена рабочая группа, которую Вы возглавляете. Теперь она называется «по исполнению наказов избирателей и развитию города». Раньше «развития» в названии не было. Что изменилось, какие вы ставите цели?

– В городе много проблем, и мы, депутаты, пытаемся найти пути их решения. На заседаниях группы мы обсуждаем все самые важные задачи. Изменился и формат работы – мы пошли по форме расширенных совещаний, чтобы нас слышали. 

На заседания приглашаются представители республиканских министерств и ведомств, депутаты Народного Хурала. Уровень очень серьезный. Мы в живом диалоге с минфином, минстроем, минтрансом. Прямо на месте можно задавать вопросы, вместе находить решения. Когда задачи решает группа подготовленных чиновников и депутатов разного уровня, это ведет к более качественному и быстрому принятию управленческих решений.

С приходом нового главы и со сменой команды решения пошли быстрее. Наши предложения на уровне республики встречают понимание. Задачи решаются конкретно, по-деловому.

Первые шаги показали, что мы идем в верном направлении. Прошли совещания по подготовке к осенне-зимнему периоду, развитию дорожного строительства, фонду капремонта. На обсуждениях возникают и вопросы межбюджетных отношений, и возвращения к госпрограмме «Столица». 

– В чем, по Вашему мнению, состоит задача по развитию города?

– Для развития нам нужно сначала понять, что Улан-Удэ – это гораздо больше, чем принято считать.

Согласно последней переписи, население города составляет 430 тысяч человек. Реальное население – около 600 тысяч. 150–170 тысяч жителей дают очень большую нагрузку на экономику города, на транспорт и на всю инфраструктуру. Эта «дельта плюс» нигде не учитывается – на такой резкий прирост населения не рассчитаны наши дороги, школы, детские сады и так далее. Это колоссальная нагрузка на всю городскую инфраструктуру.
К примеру, ежегодно в школы города приходит на две с половиной тысячи больше детей, чем покидают школы. Это значит, требуется вводить минимум три новых школы каждый год. Поэтому часть школ уже учится в три смены. 

Возьмем Левый берег: здесь проживает около 40 тысяч человек. Серьезно отстает социальная инфраструктура. Тысячи жителей не имеют доступа к централизованному теплоснабжению и водоснабжению, население пьет, по сути, техническую воду. 

Для решения многочисленных проблем Левого берега, считаю, нужна отдельная целевая республиканская программа развития левобережной части Советского района. Задач по развитию много, и их нужно решать, чтобы завтра они не стали проблемами.

– Какие проблемы планируется поднимать на ближайших заседаниях группы?

– Планируем рассмотреть вопросы теплоэнергосбыта. Есть вопросы по доначислениям, недогреву, есть также много вопросов по управляющим компаниям. Пригласим жилищную инспекцию – туда поступает много жалоб. Ну, и наступило время остро поставить вопрос по собакам. Ближайшее заседание мы планируем провести вместе с Общественной палатой.

На перспективу стоит очень важный вопрос отрасли строительных материалов и дорожного строительства. Ближе к весне будем выносить на обсуждение темы свалок, благоустройства и озеленения города. 

Беседовала Елена Буерачная, «Номер один».
^