06.12.2017
В Русдраме поставили пьесу американского драматурга «Двое на качелях»

1 и 2 декабря на сцене Государственного русского драматического театра имени Н.А. Бестужева состоялась премьера лирической комедии «Двое на качелях». Спектакль возвращает зрителя к изначальному театру – без спецэффектов, шока и двойного смысла.

Старая школа 

Спектакль поставлен по пьесе американского драматурга Уильяма Гибсона, которому «Двое на качелях» принесли славу, мировую известность, премию «Тони» и номинацию на премию «Оскар». Режиссером выступила Джемма Баторова, заслуженный деятель искусств Бурятии, заслуженный работник культуры России. Над художественным оформлением работала Ольга Акимова, заслуженный деятель искусств Республики Бурятия, номинант премии «Золотая маска». Хореографию и пластику героев ставила Евгения Герасимова.

То есть над спектаклем работали представители «старой театральной школы». И это становится очевидным сразу, хотя бы по настроению и энергетике на сцене. Здесь стоит отметить, что спектакль придется по вкусу поклонникам традиционного театра, которым не нравятся эксперименты.

На сцене мы видим две квартиры, расположенные как инь и ян. Они составляют одно целое, но невидимые границы держат каждого из героев в своем мире.

Он – молодой, богатый и преуспевающий адвокат, которому тяжело дается развод с женой. Старые связи еще не оборваны, вопросы и проблемы остались недосказанными, чувства как будто не угасли. И появляется Она – юная, легкая, ветреная, не обремененная ничем, еще не слишком опытная в отношениях. Она мало ценит себя, привыкла больше отдавать и ничего не просить взамен от партнеров, которые то появлялись, то исчезали. И для обоих новые отношения – как качели, на которые вроде и хочется запрыгнуть, чтобы вновь ощутить радость, адреналин, счастье, но сделать это именно сейчас трудно. Может, поэтому они то отдаляются друг от друга, то вновь соединяются в порыве страсти и чувств.

Вечный поединок

По словам режиссера спектакля, тема, затронутая в произведении драматурга, актуальна всегда, потому что это тема вечная – одиночество, отчаянные поиски любви и своего места в жизни, второй половинки. Препятствия, которые встают между влюбленными, отношения между мужчиной и женщиной, похожие больше на качели.

– «Двое на качелях» – это история об отношениях двоих, вечный поединок между мужским и женским, силой и слабостью, эгоизмом и состраданием. На сцене только двое, и это история их двоих, очень разных, из разных социальных слоев. Мы видим здесь, с одной стороны, тему Пигмалиона, потому что герой творит себе женщину, подстраивает под стать себе, а с другой, Золушки, потому что она, по-своему, наконец-то встретила принца, – отмечает Джемма Баторова.

Герои хватаются за новые отношения, как за спасительную соломинку, в попытке убежать от собственных мыслей, одиночества и проблем.

– Пьеса написана давно и написана в классическом варианте, в отличие от жестких современных пьес. Но тема отношений мужчины и женщины – тема вечная. И здесь, безусловно, есть место самым разным чувствам, есть над чем посмеяться, так как героиня добрая и в то же время бесшабашная и смешная девчонка, и есть о чем задуматься, чему позавидовать. Ведь способность главного героя любить – любить глубоко и преданно – эта способность достойна уважения и восхищения, – рассказывает режиссер.

Симпатия и ненависть

Основу спектакля составляют драматургия, игра артистов и текст. Весь спектакль зритель видит только двух героев и их историю. И хотя история их отношений развивается, возникает противоречивое ощущение, будто на сцене ничего не происходит. Причина – в эмоциональном диапазоне Джерри и Гитель, который как будто ограничивается двумя противоположными эмоциями: напряжением и нежностью. У героев словно только две интонации – либо жесткая, либо заискивающая. Они либо ругаются, ранят друг друга, говоря колкие слова, либо изображают счастливую пару.

Ключевое слово здесь – «изображают». Возможно, смысл такой эмоциональной ограниченности был в том, чтобы показать, как сильно герои закомплексованы, зажаты и как старательно они прячут свои истинные чувства. Режиссер словно медленно и методично надувает воздушный шар, который в конце лопается. Но сопереживать героям достаточно сложно. Диалоги по мере развития событий начинают казаться монотонными, поступки влюбленных – необоснованными.

И если героиня Светланы Полянской более многогранная и вызывает симпатию своей наивностью, то героя Александра Кузнецова хочется ненавидеть за деспотизм и фальшивую привязанность.

В спектакле, пожалуй, присутствует один цепляющий момент, когда Гитель и Джерри, наконец, раскрываются, признавшись в любви. Но делают это, оставшись наедине с собой, уже после расставания.

Единственный способ достичь равновесия – это слезть с этих качелей, что и сделали главные герои. В целом история Джерри и Гитель – это история о нездоровых отношениях двух несчастных людей.

В спектакле задействовано два актерских состава: народный артист Бурятии Олег Петелин и заслуженная артистка Бурятии Светлана Полянская, а также Александр Кузнецов и Ольга Кудряшова.

Екатерина Лонская, «Номер один».
^