Шаманы Бурятии проводили год Обезьяны
Проводы года Обезьяны состоялись на территории религиозного объединения «Тэнгэри»
Шаманский молебен символически унес в пламени ритуального костра все недоброе, что произошло в ушедшем году. А позже, в ночь на 27 февраля, в центре «Тэнгэри» прошла встреча года Огненной курицы.
– Собрались все шаманы и камлали, прославляя год Обезьяны, вспоминая хорошее, что он принес нам, благодарили за эти блага. Год Обезьяны ушел в историю, до следующего прихода, – говорит глава центра «Тэнгэри» Баир Цырендоржиев.
Обряд проводился в несколько этапов. Сначала в молитвенном зале центра «Тэнгэри» шаманы камлали, призывая Белого Старца – Бурхан-Сагаан-Гарбала, божественное белое начало.
Потом призывали главу «тринадцати хатов», небожителя Бухэ-нойона, который вселился в одного из шаманов во время транса и раздавал благословения прихожанам. Следующим этапом обряда было возжигание малых жертвенных костров, на которых сгорели подношения божествам. Затем шаманы и прихожане прошествовали к двум чанам, где варилось два вида омовения-аршана – «черный» и «белый».
Потом участники обряда прошли к «костру уходящего года» – большому кострищу, в который возложили тесто для обтирания. Считается, что если перед Сагаалганом обтереть тело тестом, оно соберет все его болезни и недуги, которые сгорят на очищающем огне. Затем процессия прошествовала к другому большому костру – в честь грядущего года. Кострище торжественно зажгли, и присутствующие несколько раз обошли его.
И заключительный этап – молебен шаманов за благополучие прихожан и членов их семей, обряды благословения. Всего в обряде участвовало несколько десятков шаманов центра «Тэнгэри» и еще больше прихожан.
Баир Цырендоржиев подчеркнул, что изначально буряты встречали новый год осенью, с первым снегом, лишь с приходом буддизма его стали встречать в начале весны.
Служба информации «Номер один»
– Собрались все шаманы и камлали, прославляя год Обезьяны, вспоминая хорошее, что он принес нам, благодарили за эти блага. Год Обезьяны ушел в историю, до следующего прихода, – говорит глава центра «Тэнгэри» Баир Цырендоржиев.
Обряд проводился в несколько этапов. Сначала в молитвенном зале центра «Тэнгэри» шаманы камлали, призывая Белого Старца – Бурхан-Сагаан-Гарбала, божественное белое начало.
Потом призывали главу «тринадцати хатов», небожителя Бухэ-нойона, который вселился в одного из шаманов во время транса и раздавал благословения прихожанам. Следующим этапом обряда было возжигание малых жертвенных костров, на которых сгорели подношения божествам. Затем шаманы и прихожане прошествовали к двум чанам, где варилось два вида омовения-аршана – «черный» и «белый».
Потом участники обряда прошли к «костру уходящего года» – большому кострищу, в который возложили тесто для обтирания. Считается, что если перед Сагаалганом обтереть тело тестом, оно соберет все его болезни и недуги, которые сгорят на очищающем огне. Затем процессия прошествовала к другому большому костру – в честь грядущего года. Кострище торжественно зажгли, и присутствующие несколько раз обошли его.
И заключительный этап – молебен шаманов за благополучие прихожан и членов их семей, обряды благословения. Всего в обряде участвовало несколько десятков шаманов центра «Тэнгэри» и еще больше прихожан.
Баир Цырендоржиев подчеркнул, что изначально буряты встречали новый год осенью, с первым снегом, лишь с приходом буддизма его стали встречать в начале весны.
Служба информации «Номер один»