Кто травит воздух в Улан-Удэ?

Недавно замминистра природных ресурсов Бурятии Александр Лбов заявил, что загрязнение городского воздуха «обеспечивает» именно частный сектор
A- A+
Четверть жителей домов в Улан-Удэ и его окрестностях топят дома углем, который и дает вредоносный бензапирен. Единственное решение, которое предлагают власти, – призвать жителей отказаться от угля. Поможет ли такая пропаганда, разбирался «Номер один».

Частный сектор

– Это проблема загрязнения атмосферного воздуха города. Мы периодически каждый год последнее время входим в 30 самых загрязненных городов России. Это связано с тем, что у нас очень высокий индекс загрязнения атмосферы. Раньше он был 16–17, теперь он достигает 30 единиц, – сказал заместитель министра природных ресурсов Бурятии Александр Лбов на итоговом совещании комитета городского хозяйства и муниципальной жилищной инспекции за 2016 год.

Напомним, по данным Росстата, Улан-Удэ входит в число 10 городов России с самым загрязненным воздухом. Недавно глава Росгидромета Александр Фролов назвал его катастрофическим.

– Связано это, в первую очередь, с тем, что вклад в этот индекс вносит бензапирен. Это продукт сжигания угля, – объяснил Лбов.

По данным Росгидромета, пик концентрации приходится, естественно, на отопительный сезон.

– Мы провели сводные расчеты рассеивания в 2015 году. И сделали вывод, что высокие концентрации бензапирена вносят не предприятия, не ТЭЦ-1, не транспорт, а именно частный сектор, – рассказал замминистра.

В Улан-Удэ более 20 тысяч частных домов. Министерство провело выборку и опросило более двух тысяч из них – 25 процентов частников топят углем.

– На наш взгляд, именно сегодня нам надо совместно с администрацией Улан-Удэ заняться пропагандистской работой. Дойти до каждого частного дома, рассказать о вреде сжигания угля, – предложил Лбов. – Все сами понимают, у них низкие трубы, плохой режим сжигания. И они травят себя и травят соседей,

По его мнению, профилактику на эту тему нужно вести при проведении подворовых обходов. Также министерство уже выпустило буклет, который будут распространять через торговые сети.

– Таким путем, на наш взгляд, сегодня можно будет снизить уровень загрязнения атмосферного воздуха, – уверен замминистра.

Пожелание чиновника вряд ли услышат жители частных домов, ведь они топят дома углем не от прихоти.

– Машина угля стоит в полтора раза дороже машины дров. Но КПД угля заметно выше, чем у дров, которые дают тепло на три-четыре часа. К тому же, если дом больше 100 квадратных метров, дровами его физически не протопишь. В таких домах ставят прямоточные котлы с бункером для угля – закидываешь порцию на весь день, и все. Это очень удобно, когда дома остается жена с ребенком. Поэтому от угля можно отказаться только в пользу дешевой электроэнергии, – прокомментировал эту новость улан-удэнец Дмитрий Будаев.

Мы – хранители Байкала

По словам эколога из Общественной палаты России Андрея Сукнева, грязный воздух в Улан-Удэ – проблема не только местных жителей.

– Бурятия – регион депрессивный, и нам с экологией может помочь только Федерация. Например, провести газ в республику. Если мы будем хорошо жить, то и Байкал будет в порядке, и улучшится качество воды. Ведь именно мы, а не Иркутская область, являемся хранителями Байкала, и на 96 процентов от нас зависит экология озера, – считает Сукнев.

При этом зола из воздуха попадает в воду Селенги и далее течет в Байкал вместе с торфом и следами лесных пожаров.

Основатель Большой байкальской тропы приводит простой пример грязного воздуха в столице Бурятии.

– Улан-Удэ зажат между гор, и дым застаивается в низине. Вот недавно я возвращался из Кабанского района. Подъезжаю к Улан-Удэ, а огней города и не видно. Я подумал, случилась какая-то авария. Уже ближе к городу понял, что просто сквозь дым от частного сектора не видно света, он просто не пробивается, – говорит эколог.

Андрей Сукнев считает, что пропаганда не решит проблем с грязным воздухом:

– Мы существа экономические, и мотивировать жителей Бурятии можно только рублем. Люди выбирают то, что им по карману, а пустые просьбы чиновников не помогут. Если бы свет уронили до иркутского тарифа, тогда наши люди перешли бы на электричество.

Пример Улан-Батора

Во что может превратиться Улан-Удэ через несколько лет, можно увидеть наглядно на примере столицы Монголии, где уровень твердых частиц в воздухе в 17 раз превышает установленный ВОЗ безопасный уровень, причем зимой превышение достигает и больших величин. Понятно, в Улан-Баторе власти давно бьют тревогу о загрязнении воздуха от угля. В этом году монголы перешли от пропаганды, которая не принесла результатов, к беспрецедентному экономическому поощрению – Монголия перейдет на бесплатное ночное электричество. Об этом заявил премьер-министр Монголии Жаргалтулгын Эрдэнэбат.

Для компенсации падающих доходов энергетических компаний планируется потратить примерно полтора миллиона долларов только в 2017 году. Сейчас окраины Улан-Батора, столицы страны, частично застроены юртами, теплоизоляция которых по современным меркам умеренна. Отапливаются они печами, дым от сжигаемого там топлива часто выходит через центральное отверстие в потолке. Самым дешевым видом топлива в городских условиях является каменный уголь, дающий при сгорании большое количество сажи, диоксида серы и других загрязнителей атмосферы.

Печи в юртах не оснащены трубами заметной высоты. Поэтому загрязненный воздух близок к поверхности и наносит большой ущерб здоровью местных жителей. В Монголии высокий уровень заболеваний дыхательных путей и рака печени. Чтобы решить проблему, предыдущие правительства предлагали гражданам заменить угольное отопление электрическим.

Но уголь в печах намного дешевле электроотопления. Электричество в Монголии получают из того же угля, однако КПД преобразования теплоты его горения в электричество – в районе 40 процентов. При сжигании в юртах КПД для получения тепла начинается от 80 процентов. Отапливаясь углем вместо электричества, жители юрт серьезно экономят. Теперь правительство планирует покончить с этим, начав субсидировать нулевой тариф для электроэнергии в ночное время. Предполагается, что теперь обитатели юрт начнут греться электричеством хотя бы в темную половину суток.

Возможно, Улан-Удэ спасет только такая инициатива, иначе скоро наш город полностью накроет смогом, а солнце будут показывать по телевизору на площади Советов, как, например, в Пекине.

Леонид Григорьев, «Номер один»
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.