Первая победа

Республиканские власти добились сокращения водоохраной зоны
A- A+
Начиная с 2015 года ширина водоохраной зоны была увеличена с двухсот метров до 65 километров, в отдельных местах – до 80. Сейчас ее урезали до двухсот метров.

«Для населенных пунктов это существенное облегчение ситуации. И без увеличения экологической нагрузки. Требования по очистным, по мусору остаются такими же жесткими, какими были», – говорит глава республики Алексей Цыденов.

Проблемы Байкала начали решать

«26 марта было принято распоряжение правительства Российской Федерации об изменении границ водоохраной зоны. Этот вопрос очень сложно проходил. В 2017 году на «прямой линии» с президентом России был даже задан вопрос о том, что существующая водоохранная зона ограничивает права граждан на территории населенных пунктов, которые вошли в нее.

И президентом было дано поручение правительствам Российской Федерации, Республики Бурятия и Иркутской области внести проект распоряжения, который бы уточнял границы водоохраной зоны», – напоминает историю вопроса Маргарита Магомедова, министр имущественных и земельных отношений Республики Бурятия. 

Прежде всего, республика хотела исключить из водоохранной зоны земли, занятые населенными пунктами. Бурятия три раза вносила свои предложения. 

Странным моментом при подготовке сокращения зоны стала работа Института географии имени Сочавы (г. Иркутск). МПР РФ направило туда документы для подготовки необходимых материалов. Но из 81 населенного пункта, что находятся в водоохраной зоне, институт провел работу по определению границ лишь в 48. 

«Мы вынуждены были подключаться, чтобы была проведена работа и по другим», – отмечает министр.

Первое предложение республиканских властей было вообще установить водоохранную зону в пределах границ береговой линии. Как говорится, проси по максимуму – получишь то, что надо.

В ходе обсуждения с МПР РФ этот вариант был отвергнут – во внимание приняли наличие прибрежной защитной полосы. Оказалось, что в апреле 2016 года ее границы были окончательно внесены во все официальные документы. Это двухсотметровая полоса.

«Неоднократно выезжали, были совещания на площадке Минприроды РФ. В итоге наши предложения были приняты», – говорит Маргарита Магомедова.

Пробивал вопрос урезания зоны и лично глава Бурятии Алексей Цыденов. При подготовке проекта постановления российского правительства за основу были взяты предложения Бурятии.

«Мы благодарны президенту, правительству Российской Федерации, Министерству природных ресурсов России за решение, которое люди ждали десятилетиями. Это историческое решение. Замечу, корректировка границ водоохранной зоны принимается не в ущерб экологии. И уменьшение площади не ведет к ухудшению условий. Выведены те площади, которые на качество воды в Байкале никак не влияют», – с удовлетворением отмечает Алексей Цыденов.

Кстати, в прибрежных районах есть немало случаев «выпадения» из свежеустановленной двухсотметровой зоны. В ряде населенных пунктов дома с участками, огородами начинаются практически от воды Байкала. По таким случаям обещают отработать какие-нибудь отдельные варианты.

Однако для тех, кто расположен дальше двухсот метров, появилась возможность, допустим, ездить по дорогам, не имеющим твердое покрытие, размещать кладбища, скотомогильники.

Работа продолжится

В республике в водоохранной зоне проживает около 78 тысяч человек. Всем надо знать, что вокруг Байкала существует также центральная экологическая зона. Границы зон практически совпадают.

«Соответственно, надо изменить и границы центральной экологической зоны. Они описаны распоряжением правительства РФ в 2006 году – обозначены географические координаты. Также определен перечень видов деятельности, которые нельзя осуществлять на территории центральной экологической зоны. В последующем большая работа у нас предстоит по внесению изменений в описание границ центральной экологической зоны», – говорят о перспективах в правительстве республики.

Есть и еще один сложный вопрос. Границы центральной экологической зоны совпадают с границами участка Всемирного наследия ЮНЕСКО, которым является Байкал. Со всеми вытекающими ограничениями.

«В том числе запрет нахождения в частной собственности земельных участков, которые входят в границы территории участка Всемирного наследия ЮНЕСКО – только в государственной и муниципальной», – отмечает Маргарита Магомедова.

В четырех районах республики в свое время граждане проводили оформление земельных участков под существующими домами. В Прибайкальском районе права на землю зарегистрированы примерно у половины граждан. В Кабанском успели оформить права примерно 70 процентов граждан. И это типичная картина. 

Как напоминает министр, впоследствии эта работа была приостановлена, Россреестр стал отказывать гражданам в оформлении участков в частную собственность. Взять в аренду можно, но это необходимо делать через торги – кто предложит самую большую сумму арендной оплаты, тот и победил. Это может быть хоть житель Москвы.

Напомним, что водоохранная зона рек, впадающих в Байкал, составляет пятьдесят метров. 

То, чего сегодня удалось добиться республиканским властям, является началом пути. В правительстве выражают надежду, что сокращение водоохранной зоны послужит  толчком для следующих шагов. Если президент России даст указание провести работу по другим зонам у Байкала, то их урежут довольно оперативно.

Служба информации «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.