Штрафстоянки реформируют

Эвакуаторщики будут работать по новым правилам
A- A+
Народный Хурал намерен обновить республиканский закон, который регламентирует порядок оборота задержанных транспортных средств. Речь идет о кардинальных переменах.

Тарифы переделают 

По мнению парламентариев, эвакуаторы и спецстоянки, конечно, в Улан-Удэ необходимы. Без них анархии на улицах и дорогах города будет больше.

«Когда мы едем по городу, видим, что правила нарушаются сплошь и рядом. Машины ставятся где попало. На мой взгляд, тех, кто нарушает правила, нужно, действительно, вывозить, чтобы население поняло, что нарушать правила, мешать другим – нельзя», – такую принципиальную позицию озвучил Вячеслав Ирильдеев, заместитель председателя Народного Хурала.

Главным образом модернизация затронет фирмы, занимающиеся эвакуацией и хранением машин на спецстоянках. Как известно, ГИБДД эвакуацией не занимается – эта функция передана гражданским фирмам по договорам.

Прежде всего нововведения коснутся тарифа. Плату за перемещение задержанного транспортного средства на спецстоянку хотят установить в фиксированном размере.

«Если раньше оплачивалось за каждый перемещенный километр и за каждый час нахождения на спецстоянке, то сейчас мы предлагаем введение определенной цены. По категориям. Независимо, на какое расстояние перемещен автомобиль и сколько часов будет стоять», – говорит Баян Гуробазаров, заместитель председателя комитета Народного Хурала по экономической политике.

Вопрос оказался непростым. Звучали аргументы о том, что почасовую оплату хранения авто на спецстоянке нужно сохранить. Но при этом плату за само перемещение задержанного автомобиля на стоянку можно сделать фиксированной.

Разработанным законопроектом предполагается введение переходного периода.

«У фирм, которые работают в этой сфере, действуют договоры. Если закон будет принят, чтобы проблем не было, переходный период необходим. Мы же понимаем, что закон обратной силы не имеет», – поясняет Баян Гуробазаров.

Документ задел самые чувствительные аспекты «эвакуаторного бизнеса».

Ограничить ли количество стоянок?

Реформаторский законопроект вызвал разную реакцию. Чтобы участники рынка, силовики, чиновники могли высказать свои позиции, в Народном Хурале собрали рабочее совещание.

«Для нас самое главное – интересы народа. К сожалению, вот даже по прессе мы знаем, из личных бесед, сколько жалоб постоянно поступает по поводу работы этих стоянок. И вообще по организации системы», – говорит Анатолий Кушнарев, глава комитета Народного Хурала по экономической политике.

Так, ожидаются изменения по договорам между государством и фирмами, которые занимаются услугами по перевозке, хранению, возврату задержанного автотранспорта.

Предлагалось, чтобы в муниципальном районе или территориальном органе городского округа (допустим, Октябрьский район города Улан-Удэ) будет заключаться не более двух договоров на исполнение вышеперечисленных услуг. Хотя данный пункт вызвал споры.

«Будем рассматривать и обсуждать все поступающие замечания, предложения. Но в моем понимании, понятия «не более» не должно быть. Надо, чтобы здоровая конкуренция была», – считает Баян Гуробазаров.

Министерство транспорта республики также считает, что ограничение необходимо исключить, так как оно противоречит российскому закону о защите конкуренции. Тем более что специализированные стоянки появились не во всех районах республики. Например, нет в северных районах, в Мухоршибири, Иволге, Прибайкалье.

Однако прозвучала и другая точка зрения о том, что для Улан-Удэ «большое количество специализированных организаций – это источник коррупционности. У нас всего в городе эвакуируется двадцать автомобилей. Нам зачем по городу три специализированных организации или даже шесть? Достаточно одной! Томск, Новосибирск, другие – одна специализированная организация на весь город, одна стоянка».

Аукционы и контракты

Раньше в Бурятии фирмы, занимающиеся работой с задержанными автомобилями, выбирались полицией. На чем МВД основывалось, каких принципов придерживалось, широкая общественность никогда не знала. Но полицейское ведомство взялось регулировать отрасль во многом от безысходности.

«Здесь нужно сказать слова благодарности МВД за то, что они взялись за эту работу… Хоть какой-то порядок есть», – так оценивает роль МВД депутат Баян Гуробазаров.

Теперь в республике тема уходит в гражданские руки – будут использовать аукцион на понижение цены, а ответственным ведомством планируется назначить минтранс. Контроль за этой сферой также будет осуществлять минтранс – в настоящее время таких полномочий у него нет. 

Кстати, торги по выбору «эвакуаторной» фирмы намерены объявлять и проводить в каждом муниципальном районе, территориальной единице городского округа  (в порядке, установленном правительством Бурятии).

Республиканская прокуратура, оценивая концепцию законопроекта, отметила, что он нацелен на обеспечение прозрачности отбора специализированных организаций. 

«Полагаем, именно эта цель будет достигнута», – выражает оптимизм Наталья Халтагеева, старший помощник  прокурора Бурятии, но сказала о необходимости доработать документ – устранить коррупциогенные факторы.

«Да, действительно, Наталья Николаевна, замечания, которые Вы давали в своем заключении, мы в работу взяли. В рамках поправок это все будет включено», – согласились представители Хурала.

Минтранс тоже заявил о своих предложениях.

«Основным критерием отбора в данном законопроекте служит минимальный заявленный тариф. При этом сам отбор специализированных организаций должен осуществляться с учетом предложения, мы считаем, наилучших условий предоставления таких услуг. Не только ценовой фактор, но и услуга должна качественно оказываться», – предлагает мнение министр транспорта Сергей Козлов.

В зале совещания не все одобрили изменение полномочий. У нынешней схемы нашлись заступники.

«Сейчас МВД эти вопросы решает. Законопроект предлагает изменить порядок, который нормально существует с 2012 года. Необходимости я вот не услышал, для чего это делать – вводить между МВД и спецорганизацией еще и минтранс. Что он улучшит в деятельности специализированных организаций?» – недовольно заявил Максим Козлов, адвокат – представитель «Сибтехинформ» (специализированная организация по городу Улан-Удэ). 

Упорядочить схему работы

Подобные собрания в Хурале отличаются тем, что слово дают любому, кто хочет высказаться. Так было и на сей раз. Совещание по спецстоянкам показало диаметрально противоположные позиции. 

Адвокат Козлов выступил в качестве противника реформы. 

– То, что нам сейчас рассказывают, что граждане страдают, это на самом деле не так. Как только министерство внутренних дел решило сократить количество специализированных организаций в городе Улан-Удэ и провело конкурс, некоторые организации в этом конкурсе не выиграли. 

И вот после этого начались обращения, недовольные граждане, появляется этот законопроект. До этого момента в городе все было точно так же, и никаких проблем не было. На наш взгляд, это все инициировано только с одной целью – чтобы пересмотреть результаты конкурса, который провело МВД, – напористо заявил адвокат.

По мнению участника споров, новые правила только усложнят схему работы. 

«Зачем усложнять эту ситуацию? Зачем вводить минтранс? Зачем дополнительных специалистов? Зачем заниматься организацией торгов, решать, какие должны быть торги и т. д.? Это все решается сейчас нормально, проблем не было», – взывал Максим Козлов, называя законопроект «абсолютно ненужным».

Между тем диковинная схема, которая применяется в Бурятии, по РФ работает только в трех регионах. В остальных уполномоченными органами являются региональные минтрансы. Депутат Хурала Баян Гуробазаров разъяснил это адвокату.

Более того, представитель МВД по Бурятии Павел Югов поддержал линию на то, что МВД не должно быть аффилировано к торгам, не должно принимать участия в организации подобных торгов.

А вот предложение минтранса обратить внимание и на качество услуг нашло сторонников. 

«К аукциону на понижение цены, может, предусмотреть, действительно, конкурсный отбор стоянок – на соответствие санитарным, противопожарным, градостроительным, экологическим нормам. Чтобы эти специализированные стоянки соответствовали нормам», – предложила Сэсэгма Дармаева, генеральный директор ООО «Азия-Лада-Сервис».

То есть к аукциону допускать не всех, а тех, кто прошел предварительный конкурс. Или же в документации аукциона прописывать необходимые квалификационные требования – наличие земельного участка, эвакуаторов, охраны и др. Как подчеркнула предпринимательница, такая практика есть в других регионах.

В аукционе видят плюсы. 

«Это делается, чтобы удешевить цены на перемещение, стоянку. Мне думается, всем понятно, что фиксированная цена нужна. На сегодня проблемы есть», – отмечает Баян Гуробазаров.

Словом, совещание было очень интересным. Несомненно, все предложенные идеи рассмотрят, а самые здравые будут отражены в новом законопроекте. 

Станислав Сергеев, «Номер один». 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.