Крест на «вышке»

Бурятию лишили высшего профессионального транспортного образования
A- A+
На прошлой неделе вновь всплыла тема закрытия Улан-Удэнского института железнодорожного транспорта. Возмущение по этому поводу выразил преподаватель института Андрей Ринчино, рассказавший, что его коллегам предложили написать заявление об увольнении либо перейти в колледж с понижением заработной платы в два-три раза. Студенты поставлены перед необходимостью переезда в Иркутск.
 
«Собственную неэффективность иркутский вуз будет решать за счет бурятских студентов, их родителей, профессорско-преподавательского состава и вообще за счет Бурятии. На развитии высшего профессионального транспортного образования в Бурятии можно ставить крест», – написал Андрей Ринчино на своей странице в «Фейсбуке», отметив, что политическое руководство Бурятии фактически «слило институт». 
 
Напомним, решение о закрытии улан-удэнского филиала ИрГУПСа  было принято в начале 2017 года  на Ученом совете иркутского вуза. В условиях предвыборной ситуации в марте 2017 года и.о. главы республики Алексей Цыденов направил в Минтранс России письмо с предложением сохранить филиал. После обсуждения проблемы с руководством Рособрнадзора и министерства было объявлено, что филиал в Улан-Удэ закрывать не будут.  
 
Конфликт со СМИ
 
В апреле 2018 года стало известно, что институт все-таки закроют. В СМИ прошла информация о том, что руководство института отказалось от комментариев по этому поводу.
 
«Руководство пытается сохранить все в тайне. И на все попытки достучаться до общественности вызывается группа быстрого реагирования. Совершенно ненормальная ситуация!» – прокомментировал Андрей Ринчино факт встречи журналистов телекомпании «АТV» группой быстрого реагирования в бронежилетах, указав на то, что студентам запрещают давать комментарии журналистам.
 
Попасть за комментарием к руководству института корреспонденту «Номер один» тоже удалось не сразу. К студентам нас  тоже почему-то рьяно не пускали, уклончиво отвечая, что «их нет».
 
– На сегодняшний день приказа о прекращении обучения по программам высшего образования еще нет, – прокомментировал все же и.о. директора института железнодорожного транспорта УУИЖТ Александр Савельев.

Но в институте не отрицают, что закрытие – дело решенное. Сейчас же улан-удэнский филиал выпускает кадры только по одной специальности – так было задумано изначально. Из 138 студентов 78 учатся заочно.
 
– Пятый курс очного обучения мы выпускаем однозначно. 21 человек получит дипломы ИрГУПСа. 40 оставшихся студентов очного обучения могут перевестись в Иркутск или Читу с сохранением бюджетных мест и предоставлением общежития. Там нет подготовки этой специализации, и нужно будет досдать несколько дисциплин. Студенты четвертого курса высказали пожелание переехать всей группой в Иркутск, чтобы была возможность создать отдельную подгруппу, – говорит Александр Савельев.
 
Кому оно надо?

На вопрос, что теряет республика с закрытием института, и.о. директора УУИЖТ отвечает:

–  Республика фактически ничего не теряет, кроме престижности подготовки железнодорожных кадров с высшим образованием. Мы выпускаем специалистов только для РЖД. Институт находится в федеральном подчинении, и республика не может финансировать нас из своего бюджета.  Лишь незначительное количество выпускников с высшим образованием остается в Бурятии, потому что распределение идет по всей железной дороге России. 
 
Преподаватели в филиале иркутского железнодорожного вуза, по словам Александра Савельева, местные и работают по совместительству.
 
– На полную ставку работает всего четыре преподавателя, остальные – на долю ставки.  Еще у  нас кадровый голод на имеющих ученую степень, «чистых» преподавателей-железнодорожников, которых в республике практически нет.
 
В институте утверждают, что содержать целый институт ради одной специализации «локомотивы» специальности «подвижной состав железных дорог» экономически невыгодно. И даже коммерческое обучение не окупает затрат по зарплате и на содержание помещения. 
 
– Жить себе в убыток – значит, похоронить не только высшее образование, но и средне-профессиональное, которое ведет историю с 1937 года, – говорит  Александр Савельев, имея в виду железнодорожный колледж. 

Студенты против
 
Тем временем студенты позицию руководства института не разделяют:

– Студенты отреагировали негативно потому, что поступали сюда целенаправленно. Здесь своя дружеская атмосфера. Друзья из ИрГУПСа говорят, что там предвзятое отношение к студентам из Бурятии, – говорит Чингис Семенов, студент второго курса УУИЖТ. 

– Многие даже на дорогу не могут денег найти. Опять же, общежитие напротив института находится. И нам этот вуз все равно роднее, чем в Иркутске. Вообще в том году нам обещали его оставить, – сетует студентка второго курса Анна Бабушкина. 

– Ехать учиться в другую область не хочется. Есть слухи от друзей, которые перевелись туда в прошлом году и уже учатся там. Они говорили, что им предоставили общежитие, они жили первый год, но на следующий год их просто выселили. Сказали, что мест мало и что нужно освободить место для первокурсников, – опасается и студент Дмитрий Карнаухов. 

Диляра Батудаева, «Номер один». 
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.