Оправдан за смерть?

Полицейский, осужденный за гибель человека на 12 лет, признан невиновным
A- A+

22 мая Верховный суд Бурятии отменил обвинительный приговор в отношении полицейского, который, по мнению следствия и суда первой инстанции, был повинен в гибели 26-летнего задержанного. Перед смертью парень успел сообщить полицейским, родственникам и медикам, что в отделе полиции его пнул в живот «земляк, высокий худощавый младший лейтенант», но слова потерпевшего коллегия судей поставила под сомнение и выпустила полицейского на свободу.

Исчезновение в семь минут

Не только родственники погибшего парня, но и прокуратура в недоумении от решения Верховного суда Бурятии. Собранные по уголовному делу доказательства полностью доказывали вину сотрудника, ни у кого не было сомнений, что приговор устоит, и следующие 12 лет экс-полицейский Игорь Ендонов проведет за решеткой. Но несколько нанятых подсудимым адвокатов перевернули ход дела.

Эта трагическая история произошла три года назад. 22 февраля 2015 года Эрхэтэ Аюржанаев весь день помогал маме, а вечером на такси отправился домой, в Поселье. По дороге парень заехал в кафе «Архиважно» на Центральном рынке. Он недавно вернулся с вахты в «Газпроме» и решил немного расслабиться. В кафе Эрхэтэ поссорился с одним из посетителей, между парнями даже произошла перепалка на улице, которую зафиксировала камера видеонаблюдения.

Эта видеозапись позже была приобщена к уголовному делу, эксперты сделали раскадровку и пришли к выводу: во время потасовки оппонент ударил Эрхэтэ один раз кулаком в лицо. Рокового удара в живот, который стоил молодому человеку жизни, не было.

Недалеко от развязки захмелевшего парня остановил наряд УВО, Эрхэтэ доставили в Управление МВД РФ по городу Улан-Удэ для составления административного протокола. Далее его завели в дежурную часть, где в общей сложности парень провел порядка трех часов.

По камерам видеонаблюдения, установленным в здании отдела, следствию удалось восстановить хронологию передвижения Эрхэтэ Аюржанаева. Вот в 22.53 он самостоятельно проходит по коридору в комнату следственно-оперативной группы (СОГ), в 23.13 туда же входит оперативный дежурный по разбору младший лейтенант Игорь Ендонов, который начинает ставить доставленных, в том числе и Эрхэтэ, на дакто- и фотоучет.

Затем из комнаты выходит сначала лейтенант, потом и Эрхэтэ. На семь минут оба потерялись из поля зрения камер видеонаблюдения. Затем Ендонов заводит Аюржанаева в комнату СОГ, при этом парень уже держится правой рукой за живот. Видно, как, сидя на стуле, он загибается от боли.

«Зачем бил лежачего?»

Когда Эрхэтэ отпустили, ехать домой в Поселье было уже поздно. Поэтому он поехал на Бурвод к двоюродной сестре жены. Там ему стало плохо, родственница вызвала «скорую». При медиках он рассказал, что в отделе полиции сотрудник – «земляк, высокий худощавый лейтенант» – пнул его в живот. Услышав об этом, фельдшер передал сигнал в МВД, и пока парня везли в приемный покой БСМП, прибыл ответственный от руководящего состава Управления МВД РФ по городу Улан-Удэ.

Этот сотрудник позже дал показания и на следствии, и на суде. По его словам и записям из служебного блокнота следовало, что Эрхэтэ жаловался на острую боль в животе. Парень сообщил полицейскому, что в «дежурной части его дактилоскопировал сотрудник полиции, младший лейтенант, азиат, который пнул его в живот». При этом парень возмущался: «Зачем он ударил лежащего?». В тот день единственным в дежурной смене младшим лейтенантом, да еще и подходящим под описание был Ендонов.

Ночью Эрхэтэ прооперировали, а утром к нему примчалась мама. Она начала допытываться, что да как. Сын и ей рассказал, кто его ударил. Однако попросил не вмешиваться, дескать, выйду, сам разберусь. Парень не знал, что жить ему осталось чуть меньше месяца, а из больницы он уже не выйдет.

Эрхэтэ перенес шесть сложных операций, но спасти его не удалось. Он скончался 13 марта от тяжелой тупой травмы живота, сопровождавшейся разрывом желудочно-ободочной связки и поджелудочной железы.

Изменил показания

12 января этого года Советский райсуд признал Игоря Ендонова виновным в превышении должностных полномочий и умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшем по неосторожности смерть потерпевшего. Путем частичного сложения наказаний экс-полицейскому было назначено наказание в виде 12 лет лишения свободы в колонии строгого режима. Ендонова взяли под стражу в зале суда. Однако осужденный не согласился с приговором и обжаловал его.

Если на стадии суда первой инстанции у Ендонова было два адвоката, то после вынесения обвинительного приговора он нанял еще двух адвокатов,  в том числе и самого известного в Бурятии.

В суд повторно вызвали ответственного от УМВД и троих сотрудников УВО, чтобы задать им дополнительные вопросы. Первый полностью подтвердил ранее данные им показания, а из сотрудников автопатруля прибыл только один Дылыков. Он кардинально изменил свои показания. Если в районном суде он (как и его коллеги) говорил, что при задержании Аюржанаев никаких жалоб на боли в животе не заявлял, то в Верховном суде Дылыков, глядя на адвокатов, вдруг сообщил, что потерпевший трижды жаловался им на боли в животе, и они, дескать, даже предлагали ему вызвать «скорую», но он отказался.

– Давая такие показания, свидетель не подумал о последствиях, ведь он был предупрежден об ответственности за дачу ложных показаний. Если он дает кардинально противоположные показания, значит, где-то – в апелляционной инстанции или в райсуде – он соврал. Мы планируем инициировать возбуждение уголовного дела в отношении него за дачу ложных показаний, – говорит адвокат потерпевшей стороны Виктория Янцанова.

«Дойдем до Европейского суда»

Вынося оправдательный приговор, коллегия судей сослалась на показания врача-нарколога, который еще в Советском райсуде говорил, что у Эрхэтэ Аюржанаева была зафиксирована тяжелая степень алкогольного опьянения. Человек в таком состоянии может непоследовательно давать показания, у него могут быть провалы в памяти. На вопросы сторон, одинаковы ли такие последствия для всех людей, врач сказал, что алкоголь влияет на людей по-разному, все индивидуально.

Однако Верховный суд, вынося приговор, оперся на показания врача-нарколога в той части, что тяжкая степень опьянения не позволяла Аюржанаеву адекватно воспринимать происходящее.

– Все свидетели, в том числе и ответственный от УМВД, утверждали, что парень вел себя адекватно, на все вопросы отвечал последовательно. На следствии и на суде многочисленные свидетели – родственники, врачи, медицинский персонал, полицейский, соседи по палате – утверждали, что потерпевший описывал им виновного полицейского одинаково – как худощавого младшего лейтенанта из Кижингинского района. Если бы сознание Эрхэтэ было спутанное, он бы всем говорил по-разному, – подчеркивает адвокат.

Эрхэтэ был единственным сыном у матери. За полгода до гибели он отпраздновал свадьбу.

– К своим 26 годам мой сыночек сам построил двухэтажный дом, купил машину. В будущем собирался вернуться к учебе и стать ламой. К сожалению, они с женой не успели родить детей, их планам помешал роковой удар, – плачет мама парня Светлана Аюржанаева.

Сейчас адвокат потерпевших готовит кассационную жалобу на приговор Верховного суда РБ.

– С оправдательным приговором категорически не согласны. Решение Советского райсуда было правильным, вина полицейского была объективно доказана видеозаписями и последовательными показаниями всех свидетелей, – заявила адвокат.

Если оправдательный приговор останется в силе, семья Эрхэтэ Аюржанаева будет обращаться в Верховный суд России и далее вплоть до Европейского суда по правам человека.

– Я все усилия приложу, но добьюсь, чтобы справедливость восторжествовала, – утирая слезы, заявила мама погибшего парня.

Любовь Ульянова, «Номер один»
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.