11.02.2018
В Бурятии изданы книги по древним бурятским обычаям и обрядам

Милан правильно проводить не в год, а в три, пять, семь и более лет. Ходить ребенку лучше по истечении года. Для того чтобы в семье появился ребенок, надо сначала очиститься от проблем и грехов. Древние традиции, обычаи и правила бурятского народа, которые сегодня забыты или практикуются неверно, восстанавливает коллектив Республиканского центра народного творчества (РЦНТ).

Уникальный проект

7 февраля состоится презентация новых изданий на бурятском языке: сборника обрядов и обычаев, связанных с младенческим возрастом «Буряад хүнэй юртэмсэ: нялха нарай үеын ёһо гуримууд» («Вселенная бурята») и нотного сборника колыбельных песен с СD-диском «Бүүбэй, бүүбэй, бүүбэйхэн» («Баю, баю, баюшки»).

Идея такого проекта по восстановлению бурятских обычаев, которые сопровождали человека от рождения и до смерти, зрела в РЦНТ давно. Ведь именно здесь находится богатый архив различной информации по бурятской культуре. 

Многие обряды восстановлены благодаря художественным коллективам Бурятии, которые по роду своей деятельности изучают, а по сути занимаются их возрождением и возвращают из небытия. Интересные данные собраны и в ходе фольклорных экспедиций по районам республики, Иркутской области, Забайкальскому краю. Разговаривали специалисты и с шэнэхэнскими, монгольскими бурятами. В итоге в сборнике «Вселенная бурята» отражены обряды практически всех этнических групп бурят.

«Когда я приступила к изучению бурятских обычаев и обрядов, я поразилась тому, какой у нас богатый и мудрый народ! – говорит Баярма Цыденова, редактор РЦНТ. – И мне больно, оттого что мы все это теряем». Как признается Баярма Цыдыповна, в каждом обряде соседствует рациональное с иррациональным. 

«Неправильные» миланы

Из всех обрядов наиболее популярным является милан. Причем практиковать его стали только в 2000-х годах. И, судя по собранной информации, миланы у нас проводятся неправильно. Во-первых, существуют вопросы относительно самого названия – милан. Фольклористы убеждены, что это сокращенный вариант от «милангууд» – именно такое название присутствует, например, в научных материалах Хангалова. Однако этимология слова до конца не изучена. 

Однако самое главное – утерян истинный смысл этого обряда, который заключается в том, что ребенок утвердился на этой земле. Он означал социализацию ребенка, который вошел не только в семью, но и в род, и в целом общество. Следовательно, миланы наши предки проводили, когда ребенок находился в осознанном возрасте – три, пять, семь и более лет. Важно, чтобы малыш уже понимал то, что ему говорят и желают и для чего происходит этот обряд.

Что касается постригания волос, которым сопровождается милан, то таким образом ребенок обретает связь с землей. То есть до этого момента у него была только  связь с небом.  Помимо этого, на празднование милана созывались не только близкие родственники, но и соседи. Таким образом они брали на себя обязательство вместе воспитывать и поддерживать ребенка. 

Новые обряды 

Из новых обрядов можно выделить обряд поклонения богине Янжиме, чей лик проявился в Баргузинском районе. К богине обращаются бездетные семьи с просьбой о даровании им ребеночка.

Сколько обходов должно быть, какие мантры при этом надо читать – фольклорная группа из Элэсуна Баргузинского района разработала целый сценарий обряда на основе обычаев, которые уже сложились при обращении к богине Янжиме.

«Во всех обрядах, которые существуют у разных этнических групп бурят, красной нитью проходит необходимость очищения, – говорит Баярма Цыденова. – Семейная пара должна очиститься от своих грехов, существующих проблем, которые могут проявляться у человека в психологическом и физическом планах и препятствовать рождению ребенка в их семье». 

Существует и другой обряд по испрашиванию ребенка под названием «Суд старух». Обряд практиковался у западных бурят. Он также описан в материалах этнографа и фольклориста Матвея Николаевича Хангалова. 

Для того чтобы у семейной пары появился ребенок, в их доме собирались бабушки, чье потомство отличается богатством, то есть много детей и внуков, и, что немаловажно, живых. Бабушки варят саламат, угощают духов, богов семейного очага, и начинают ругать мужчину – главу семейства. Могут при этом бить его по спине веревкой. После чего все садятся за стол, едят приготовленный саламат и желают рождения детей.

«Почему именно мужчину ругают? Возможно, потому что от мужчины идет потомство, – говорит Баярма Цыденова. – Ведь жена берет фамилию мужа. На мой взгляд, это психологическая встряска, которая заставляет семейную пару посмотреть на свою ситуацию более внимательно».

Интересный обряд существовал у западных бурят, если новорожденный ребенок не подавал признаков жизни. Повитухи просовывали его через штанину. «Я вижу в этом такое объяснение: ткань брюк имела шершавую поверхность, и ребенок таким образом получал массаж, что способствовало кровообращению», – говорит Баярма Цыденова.   

Наши предки считали, что все должно быть к месту и ко времени. Поэтому, когда ребенок начинал развиваться раньше времени, они не радовались. Например, если ребенок начинал ходить рано, его сбивали с ног рукавицей отца, так как считается, что одежда родителей имеет священный характер. Делалось этого для того, чтобы при таком раннем развитии ребенка у него не произошло дефектов, ведь опорно-двигательный аппарат еще не сформирован.

«Я вовсе не призываю практиковать эти обряды, но мы должны взять из них эту мудрость бурятского народа», – говорит Баярма Цыденова.  

Вторым изданием, которое представил РЦНТ, является книга «Бүүбэй, бүүбэй, бүүбэйхэн» – это первое подобное издание в республике. В него включены 20 народных и авторских песен, десять из которых являются совершенно новыми и публикуются впервые. Авторами этих песен выступили известные композиторы, поэты и исполнители Бурятии.

Республиканский центр народного творчества планирует целую серию издательских проектов, посвященных культуре и обычаям народов нашей республики. 

Презентация изданий состоится 7 февраля в конференц-зале РЦНТ (улица Смолина, 6). Начало в 15.00.

Екатерина Лонская, «Номер один».
^