08.02.2018
Водители получили ранения от взрыва  баллона с кислородом

28 января на угольном разрезе в Гусиноозерске произошел взрыв, из-за которого пострадали два водителя БелАЗа. Мужчины получили различные травмы, в том числе ожоги. Причиной взрыва стала странная подмена баллона с азотом на баллон с кислородом. Однако попытки добиться справедливости, по словам родственников одного из пострадавших водителей, закончились угрозами в их адрес. 

Ранило осколками

В этот день Виталий Бадмаев был на смене. Уже много лет он трудится водителем БелАЗа на угольном разрезе в Гусиноозерске. С самого утра рабочий заметил, что его автомобиль тянет вправо. Быстрое и эффективное решение проблемы в таком случае одно – прокачать цилиндр подвески большегруза азотом. Так делают, когда возникают проблемы с 
управлением огромной машины. А единственный мастер, который мог помочь Виталию «прокачаться», постоянно занят.

– Лучше это сделать самому, потому что мастера на месте не найдешь, – рассказывает водитель. – Около пяти вечера я позвонил диспетчеру и сообщил, что поехал самостоятельно прокачивать подвеску. Она все записала, дала добро.

Виталий убрал из автомобиля груз и поехал в бокс. 

– Зашел, там стоит баллон азота на тележке. К нему подцеплен манометр и шланг. Я без задней мысли выкатил тележку, прокачался. В этот момент подъехал второй БелАЗ, водитель которого попросил помочь и ему. Мы начали делать, и тут взорвался шланг, – вспоминает Виталий. 

Дальше все, как в бреду. Оглушенный от громкого хлопка и взрыва Виталий выполз из-под БелАЗа и понял, что его тело горит. На ходу снял с себя одежду до пояса и упал в снег, чтобы потушить себя.

– У меня горели рука и живот. Я получил ожог кислородом. Кроме того, в живот, в правую руку и в ноги прилетели металлические осколки от шланга. Самый большой кусок металла попал в живот. В ноги угодили мелкие осколки, – рассказывает водитель.

Сейчас Виталий проходит лечение дома. Второй водитель, который просил Виталия о помощи в «прокачке», сейчас лежит в больнице с похожими травмами. 

Многолетний опыт работы водителем БелАЗа позволил Виталию Бадмаеву понять, что от банальной прокачки подвески азотом взрыв бы не произошел. Стало ясно: кто-то перепутал баллоны, и нехитрые манипуляции с автомобилем они проделывали не азотом, а кислородом.

– Видимо, кто-то перепутал баллоны. Вместо азота поставил кислород. А когда кислород с мазутом встречается, происходит взрыв, – говорит водитель.

Кстати, баллоны, по словам Виталия, были подписаны. Однако надпись на них была затерта до такой степени, что прочитать ее было невозможно. 

«Дома в гараже взорвался, да?»

Начальство, по словам пострадавшего мужчины и его супруги Саяны, активно пытается спустить это дело на тормозах.

Как только пострадавших водителей доставили в ближайшую больницу, туда же приехали люди из службы безопасности предприятия, а также представители начальства. Один из них, по словам Саяны, подошел к Виталию и спросил: «Че, дома в гараже взорвался, да?». Женщина возмутилась, мол, в каком еще гараже. На что ей в грубой форме ответили: «Уши хорошо мой, я такого не говорил».

– Они так нам и говорят, чтобы мы писали, что травма получена в быту. А они нам за это 15 тысяч (рублей) дадут, – говорит Саяна.

Руководство компании тем временем уверяет, что пострадавшие сами допустили фатальную ошибку.

– Ничего страшного не произошло, лопнул шланг от неправильного использования. Очевидно нарушение трудового наряда. Человек, который это делал, сам нарушил правила и немножко пострадал.  А сейчас из-за этого начинается какой-то ажиотаж. Это происходит регулярно на многих предприятиях, – рассказал «Номер один» руководитель Бурятской горнорудной компании Анатолий Матвиевский.

По его словам, речи о подкупе быть не может. 

– Дело расследуется, никто ничего не скрывал. Помощь им оказываем, – сказал Анатолий Матвиевский.

В МВД Бурятии уже провели доследственную проверку по факту травматизма на производстве. Нам удалось получить комментарий от силовиков: 

«По предварительной информации, водители большегрузных автомобилей БелАЗ по ошибке при подкачке цилиндра подвески использовали баллон с кислородом вместо азота. В момент использования данного баллона взорвался шланг, в результате чего водители получили травмы различной степени тяжести. В настоящее время материал доследственной проверки находится на рассмотрении в ОМВД России по Селенгинскому району. После выписки из медицинского учреждения работников предприятия будет назначена судебно-медицинская экспертиза для оценки тяжести причиненного вреда здоровью, по результатам которой будет принято правовое решение», – сообщили в МВД Бурятии.

Председатель профсоюзной организации ООО «Стив-компани» Сергей Батухтин также сообщил, что в курсе сложившейся ситуации. В профсоюзе изучают детали происшествия.

Обвинения и угрозы

Семья Виталия Бадмаева и не думала, что после такого ЧП им придется защищаться и прятаться. По словам Саяны, сразу после того как она рассказала о трагедии в соцсетях, а затем в СМИ, на нее посыпалась череда угроз. 

Так, после отказа пойти на мировую с представителем службы безопасности компании она получила СМС с требованием назвать свой адрес проживания. «Писали, что хотят подъехать пообщаться», – говорит Саяна. Кроме того, на Виталия ополчились и другие работники, в том числе второй пострадавший. Он, по словам супруги, в грубой форме пообещал Виталию проблемы.

– Мне кажется, я там больше работать не буду – уволят, – говорит Виталий.

Однако его супруга настроена более чем решительно, ведь Виталий – единственный кормилец семьи. Сейчас Бадмаевы наняли адвоката. В ближайшее время планируют отправиться в трудовую инспекцию с заявлением.

– Любой несчастный случай на производстве подлежит расследованию. Другой вопрос, какая тяжесть травм. Если легкие травмы, то инспекция не обязана расследовать. Это должен делать сам работодатель. Если же несчастный случай с тяжелым исходом, то уже обязаны уведомлять инспекцию, – рассказала «Номер один» государственный инспектор труда по Бурятии Анна Задорожная.

К слову, угольный разрез сегодня принадлежит ООО «Стив-компани». Его главным владельцем является некий Игорь Владимирович Стабровский. Компания зарегистрирована в 2016 году в Северной Осетии.

Ранее на этом угольном разрезе уже случались трагедии. Так, по отзывам в социальной сети, один из ранее пострадавших на этом же предприятии судится с руководством  компании уже второй год. Еще одна трагедия произошла здесь в 2015 году, тогда ЧП закончилось смертью человека. 

Мария Абросимова, «Номер один». 
^