14.02.2018
Депутаты Хурала уверены: трагедия Соснового Бора может повториться, если не повысить зарплаты учителям

На прошедшей недавно внеочередной сессии парламентарии довольно эмоционально обсудили проблемы республиканского образования. В частности выяснилось, что недавнее повышение зарплат учителям для некоторых педагогов обернется, напротив, снижением уровня заработка. Да и в целом действующая система оплаты полнится перекосами и парадоксами.

Надежда на полмиллиарда

На внеочередную сессию депутаты Хурала собрались, в общем-то, по весьма радостному поводу. Бурятия может получить из федерального бюджета более полумиллиарда рублей на строительство школ. Но для этого нужно изменить закон о бюджете, прописав в нем ожидаемые поступления и суммы софинансирования. А после – пройти отбор среди регионов страны.

– Предлагается увеличить субсидии из федерального бюджета на реализацию мероприятий по содействию создания новых мест в общеобразовательных организациях в 2019 году – 315,9 миллиона рублей, в 2020 году – 243,5 миллиона рублей. В целях обеспечения софинансирования предлагается увеличить расходы в 2019 году на 20,2 миллиона рублей, в 2020 году – на 15,5 миллиона рублей, – докладывал депутатам министр финансов Бурятии Всеволод Мухин.

Конечно, по этому поводу депутаты не стали долго раздумывать – изменения в бюджет приняли. Однако полемика разгорелась совсем в другом ключе: депутаты подняли проблемы образования, которые накипели за последние годы. И весьма резко высказались в отношении сложившейся ситуации.

Разочарование вместо радости

– Когда мы говорим, что у нас строительство школ и так далее, мы одновременно в бюджете предусматриваем повышение заработной платы учителей только на четыре процента. Но обратите внимание: мы спокойно взираем на то, что все время увеличивается административно-управленческий персонал Бурятии, в первую очередь, это высшие органы управления. Непонятно, откуда у нас возникают министры со своими помощниками с высокой заработной платой, – открыла обсуждение депутат Екатерина Цыренова.

По ее словам, зарплаты учителей, врачей и работников культуры следует поднимать за счет урезания расходов на управленческий аппарат. В том числе на зарплаты руководства республики.

Вообще оплата труда учителей стала в итоге главной темой обсуждения на внеочередной сессии. Итоги недавней индексации зарплат педагогов оказались не такими положительными, как ожидалось. О чем и рассказали народные избранники.

– На моих глазах двое молодых учителей увольнялись, заявления писали, – рассказал депутат Сергей Бужинаев.

Отобрать у «богатых»… 

Депутат Оксана Бухольцева, возглавляющая одну из школ Северобайкальска, добавила в размышления остальных депутатов конкретики и цифр. По ее словам, в системе оплаты в школах случился перекос.

– И в России, и в Бурятии очень интересная ситуация. Зарплату МОПу (младший обслуживающий персонал. – Прим. авт.), нашим техничкам увеличили на штатную единицу, на ставку. Если они у меня получали полторы ставки – 24 тысячи, к ним плюсуем 12 – получается 36 тысяч рублей. Учителю повысили на четыре процента – по майским указам, – говорила депутат. – В связи с тем что часть учителей никогда не получала зарплату по МРОТу, мы доводим зарплату до МРОТа. Довели. За счет чего? За счет того, что забрали у учителей-стажистов, почетных работников и так далее. К чему привело повышение?

Отвечая на свой же вопрос, Оксана Бухольцева поясняет: у части учителей, которые до недавнего времени получали надбавки за стаж и заслуги, зарплата понизится до шести-семи тысяч рублей в месяц. У молодых учителей – вырастет. То есть общий «котел» по сути остается прежним. А перекосы в оплате порождают лишь социальное недовольство.

– Вы просто не видите, что творится в социальных сетях. Я говорю конкретно по северам. Нам говорит обслуживающий персонал: «Вы попробуйте шваброй помахать в течение дня. Конечно, возле доски постояли с мелом, и все». То есть мы сейчас переходим к розням социальным. Люди начинают нападать друг на друга уже. Именно из-за вот этого повышения. Ничего хорошего в этом нет, – отметила тревожную тенденцию Оксана Бухольцева.

Денег нет

Присутствовавший на сессии министр образования Бурятии Баир Жалсанов не стал отрицать проблем с оплатой педагогам общего образования. Хотя по другим направлениям есть определенные сдвиги.

– По заработной плате постепенно решаются вопросы. Преподаватели дополнительного образования получили повышение зарплаты. В связи с ростом МРОТ обслуживающий персонал, учебно-вспомогательный персонал тоже существенно почувствовали повышение зарплаты, – отметил министр.

При этом руководитель министерства согласился, что индексация учительских зарплат на четыре процента «несущественно меняет погоду». Однако в условиях ограниченности бюджета позволить себе большее мы не можем.

– Если мы говорим о том, чтобы учитель работал на одной ставке с расчетом 18 часов и получал бы не ниже среднего по экономике Бурятии, то дополнительно на 8,5 тысячи учителей потребуется около 1,3 миллиарда рублей, – привел печальные цифры Баир Жалсанов.

Падает имидж

Однако запредельные затраты, по мнению депутатов, не должны останавливать решение вопроса.

– Баир Баторович, Вы тоже не правы, сказав, что нужно больше миллиарда. Все сразу затихли, – обратился Сергей Бужинаев к министру образования. – Но если бы мы каждый год в течение пятого созыва выделяли по 300–400 миллионов, я думаю, мы эту проблему уже решили бы. Поэтому давайте в этом году 300–400 миллионов, то есть восемь-десять процентов сделаем индексацию, а не четыре процента. И так каждый год. И доведем до нормального уровня заработную плату учителей. Потому что их имидж падает.

Депутаты предложили заслушать этот вопрос на сессии Народного Хурала в рамках «Правительственного часа».

Спикер Хурала Цырен Доржиев, в свою очередь, дал задание правительству Бурятии досконально проработать и доложить по этой проблеме на комитетах. Чтобы к следующей сессии прийти к какому-то решению.

– Вопросы серьезные. 28 февраля ожидается очередная сессия. Эти вопросы снова встанут. Я попрошу правительство снабдить депутатов всеми этими расчетами. К какому месяцу, к какому периоду, сколько сегодня получают. Всю эту картину мы должны видеть на бумаге. Комитет по социальной политике этот вопрос ставит уже давно, расчеты уже у вас, наверное, имеются, – отметил председатель парламента.

Таким образом проблемы, накопившиеся в сфере образования Бурятии, находят все больший отклик в коридорах власти. Конечно, сразу их решить невозможно, но тот факт, что вопрос встает ребром, внушает надежду на разрешение ситуации в перспективе.

Владимир Пашинюк, «Номер один».
^