Темпы есть, но надо денег

Учебу в три смены хотят убрать в 2019 году
A- A+
В Улан-Удэ состоялся совместный круглый стол Народного Хурала и Государственной Думы. Обсудили острый вопрос материально-технической базы региональных и муниципальных образовательных систем – детсадов, школ. 

Приехали депутаты-госдумовцы из комитета по образованию и науке и посланцы 14 российских регионов – от Московской области до Забайкалья. На пленарном заседании и на секциях обсудили самое актуальное.

Спикер Хурала Цырен-Даши Доржиев от лица республиканского парламента приветствовал участников важного заседания. Он подчеркнул, что доступность и качество образования – один из приоритетов развития, и республика активно работает в данной сфере.

«Республиканский бюджет сохраняет социальную направленность. Всего на отрасль образования будет направлено порядка 13 миллиардов рублей. Или более 25 процентов в расходах бюджета Бурятии. Остро стоит вопрос привлечения дополнительных ресурсов», – охарактеризовал он современное положение.

Спикер отметил, что обсуждение носит межрегиональный характер. Ведь проблемы в регионах схожи. Все убедились, что движение вперед есть. Также все с интересом обсудили, как его ускорить. 

ВТБ построит на пять миллиардов

Развитие школьной инфраструктуры сильно отстает от темпов, которые необходимы при имеющейся бурятской рождаемости. Хотя уже есть осознание, что в мире усиливается конкуренция.

«В условиях конкуренции на первый план выходят вопросы образования. У нас семь школ республики (пять в Улан-Удэ, по одной в Иволгинском и Тарбагатайском районах. – Прим. авт.) работают в три смены. А с другой стороны, мы видим, что на «Элеваторе» идет бурная застройка многоэтажками, и там уже негде строить школы. Но образовательная инфраструктура должна быть, городу надо эти проблемы решать заранее», – подчеркнул важность планирования комплексного развития Вячеслав Ирильдеев, зампред Народного Хурала. 

Помимо Бурятии, в России школьную трехсменку имеют Чечня и Дагестан. На дворе кризис, но в республике находят варианты по строительству новых школ.

Проведены переговоры с инвесторами насчет их участия в создании новых учебных мест по схеме государственно-частного партнерства. 

«Договоренность достигнута, будем работать с Группой «ВТБ-капитал». Они заходят в республику, и мы за 2018–2019 годы построим восемь школ и десять садов. Сумма проекта – пять миллиардов рублей. Республика Бурятия будет рассчитываться по концессионному соглашению в течение десяти лет. Трехсменный режим в школах планируем снять к 1 сентября 2019 года», – оптимистично прозвучало на круглом столе Хурала и Госдумы.

Как также было озвучено на заседании, ранее – в 2016 году – в регионе построены и открыты четыре новых школы, капремонт прошли 29 образовательных учреждений, 12 спортзалов.

В прошлом году удалось уменьшить трехсменку: прошла работа по школе № 63 в Улан-Удэ – ввели новый корпус на 350 мест. Количество обучающихся в третью смену снизили до 1013 учеников. Идет постоянная работа. Нынче по гимназии № 14 также вводят новый корпус на 250 мест. «Старшие классы перейдут обучаться в новый корпус в этом году. Трехсменный режим обучения снят», – порадовали участников.

В прошлом году РФ проводила конкурс по созданию новых школ в регионах. Республика подала заявку на восемь объектов на сумму три миллиарда рублей. 

«Из-за ограниченности средств – 75 миллиардов на 2018–2020 годы –  Бурятии утвердили два объекта. Это строительство школы в 112-м квартале Улан-Удэ на 744 места и строительство школы в Нижнем Саянтуе Тарбагатайского района на 450 мест на 2019–2020 годы. А школу в 112-м квартале мы уже строим, к 1 сентября надеемся ввести в эксплуатацию», – сообщили присутствовавшим.

Проблем хватает. Так, многие школы на селе надо обеспечить теплыми туалетами. 102 образовательных учреждения не обладают теплыми санузлами. Вопрос начали решать нынче и в 2019 году намерены выполнить.

По детсадам тоже не все просто. В очереди стоит множество детишек от трех до семи лет. Охват составляет 92,45 процента. Только в Улан-Удэ требуется построить десять дошкольных образовательных учреждений, ибо очередь –  более 4,5 тысячи детей.

В регионе, к слову, «от нуля до семи лет» – более 116 тысяч детей. Дошкольным образованием охвачено чуть больше половины. Среди детишек от двух месяцев до семи лет в очереди в детсады стоят около 25 тысяч.  Множество детей не стоят в очереди. Если родители вдруг поставят их, очередь быстро вырастет.

«По детсадам президентом поставлена задача в три года проблему решить. И соответствующее финансирование выделяется, то, как идет проработка, внушает оптимизм.  

Со школами ситуация хуже. Была поставлена задача к 2025 году – в одну смену. Но при нынешних темпах выделения федеральных средств это нереально абсолютно. Мы постоянно обращаем внимание председателя правительства, министерства, что явно проваливаем выполнение поручения президента. 

Будем бороться за увеличение финансирования, иначе не решим проблему. За последние годы количество детей, которые учатся во вторую  смену и даже в третью, увеличилось. К сожалению, это так», – высказал беспокойство всероссийским положением Вячеслав Никонов, глава комитета Госдумы по образованию и науке. Он вел круглый стол.

Острое положение не только по детсадам, школам, но и по вузам. В Российской Федерации сумма штрафов разных контролирующих органов, выписанных вузам за разваливающиеся стены, потолки и другие недостатки, составила осенью прошлого года 54 миллиарда рублей! Вузы обязаны оплатить штрафы, но денег нет. 

«Не заложены ни в каком бюджете. На это тоже надо обратить внимание», – обеспокоены в комитете Госдумы.

Потесним бюрократию в школе

Усиление материальной, технической базы – это не только здания или станки в техникумах. Компьютерные информационные системы и новая политика федерального центра освободили школы от кипы бюрократических отчетов, которыми они завалены. 

Теперь контроль «привязали» к системе, которая практически полностью автоматизирует контрольную деятельность. 

Школы жалуются на проверки, массу бумажной отчетности. Сейчас начинается процесс освобождения от нее.

«С 2018 года любое учреждение дополнительного, среднего профессионального, общего образования будет получать лицензию, подавать документы в электронном виде. Инфраструктура создана и на федеральном, и на региональном уровне. Это ужас, когда школа вынуждена была собирать кучу «макулатуры», приносить это безумие в комитет по надзору, которое потом кто-то пытается смотреть, анализировать», – выразил свое отношение Евгений Семченко, начальник Управления надзора и контроля за деятельностью органов исполнительной власти Рособрнадзора.

Кроме того, отныне при проведении контроля органы не будут иметь права запрашивать у, допустим, школы какую-либо бумажку, сведения, которые уже содержатся в федеральных, региональных информационных системах.

«Нельзя у школы запрашивать, например, ни заключение СЭС, ни Пожнадзора, ни другие сведения. Орган, которому необходима эта информация, должен сам запросить ее у МЧС или Санэпиднадзора. Мы начинаем жесткий контроль.

Если такие факты будут иметь место или орган будет говорить школе: «Мы еще не освоили систему, но, пожалуйста, соберите «макулатуру», привезите ее нам на телеге, мы ее посмотрим», я ответственно говорю, что мы примем самые жесткие меры. Вплоть до увольнения руководителя надзорного органа.

Руководителем надзорного органа в каждом регионе (за исключением восьми) является министр образования. У нас есть рычаги управленческого воздействия», – озвучил г-н Семченко новые принципы, на которые всем скоро надо переходить.

Лжепятеркам объявили войну

Хуральско-госдумовский круглый стол дал массу свежей информации.

С нынешнего года образовательная организация может быть проверена не раз в три года, а в пять лет. Но план проверок станут формировать на рискоориентированной основе. Внимание, прежде всего, обратят на школы, где «рисуют» ученикам липовые пятерки. 

«В стране сотни школ, в которых все выпускники 4-х, 5-х, 11-х классов, участвовавших во всероссийских проверочных работах, получили пять баллов. Даже без четверок. В эту картинку  не может поверить не то что чиновник, вы сами не можете в это поверить. Такого не бывает. 

В план проверок будут попадать именно те школы, которые демонстрируют запредельные и, главное, ничем не обоснованные высокие результаты. Но если результат самооценки совпадает с результатом внешней проверки, такие проверяться будут раз в пять, шесть или семь лет», – подчеркнул Евгений Семченко.

Бурятия готова к конструктивному сотрудничеству и взаимодействию. Спикер Хурала отметил, что крупные задачи надо решать консолидированными усилиями.

«Законодательная база республики обеспечивает развитие. В случае необходимости Народный Хурал оперативно сможет принять необходимые решения», – твердо заверил Цырен-Даши Доржиев.

Круглый стол прошел активно. Рекомендации, которые высказали участники заседания, будут обобщены и направлены в правительство РФ и во все российские регионы.

Служба информации «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.