Бой пьянству проиграли

В Бурятии впервые за многие годы выросли официальные продажи алкоголя
A- A+
По данным министерства промышленности и торговли Бурятии, в 2017 году жители республики выпили почти на 6% больше алкоголя, чем годом ранее. Это притом что в этих статистических данных нет и намека на тонны выпитого самогона, который теперь прочно вошел в моду у жителей республики. 

Столь «успешные» показатели работы в ведомстве объясняют внедрением новых правил работы продавцов алкоголя по Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС), что вывело из тени нелегальное спиртное и увеличило продажи водки и пива. Как уверяют чиновники, в реальности потребление спиртного в прошлом году падало. Как на самом деле обстоят дела в республике на ниве борьбу за трезвость?  

Ограничили во всем
 
С 2013 года в Бурятии, на радость трезвенников, наблюдалась устойчивая тенденция снижения продаж алкоголя в торговле. Эксперты связывали это с сочетанием целого ряда ограничений: запрет рекламы в СМИ, временные ограничения по продажам, а также разрешение торговать алкоголем только в специализированных магазинах или отделах супермаркетов, поэтапный запрет продажи спиртного практически во всех общественных местах. 

Помимо ограничительных мер, уменьшилась экономическая доступность алкоголя:  выросли акцизы, повысились минимальные цены на бутылку водки. Из-за экономических проблем снизилось посещение гражданами ресторанов и кафе, а сами застолья стали несколько скромнее. 

Изменились и поведенческие модели населения. Например, автомобилизация, использование машин в качестве средства производства в малом бизнесе и значительный рост административных санкций, а также сроков наказания за вождение в нетрезвом виде привели к тому, что пить за рулем стало слишком рискованным занятием.
 
Опасное вождение
 
– Практически каждые сутки в Бурятии задерживается на дорогах в среднем 15 водителей, находящихся в состоянии алкогольного опьянения, и три водителя отказываются проходить медицинское освидетельствование, что приравнивается к пьянству за рулем, – говорит инспектор по пропаганде УГИБДД МВД по Бурятии Саян Будаев. – В целом могу сказать, что сегодня сведения о водителях, лишенных водительских прав в связи нетрезвым вождением, являются основанием для отказа в приеме на работу во многие госструктуры, что является определенным сдерживающим фактором для тех, кто стоит перед выбором – пить или нет за рулем.
 
Тем не менее, как отмечают в УГИБДД, не для всех урок идет впрок. Так, в сутки в Бурятии посты ГИБДД останавливают как минимум двух водителей, в течение года повторно пойманных в нетрезвом виде за рулем. А это с 2015 года является уже уголовно наказуемым преступлением (штраф от 200–300 тысяч рублей либо лишение свободы).
 
Несколько лет подряд снижал продажи алкоголя в магазинах и рост миграционного оттока из Бурятии. Здесь тоже нет ничего удивительного. Среди уезжающих много людей активного возраста, которые ранее позволяли себе регулярные походы в рестораны и празднование торжеств. Соответственно,  меньше активных потребителей – снижаются продажи.
 
Ложный оптимизм
 
Подкрепляли оптимизм борцов со злоупотреблением алкоголя и данные полицейской статистики. Так, по данным   министерства внутренних дел Бурятии, за девять месяцев 2017 года произошло снижение количества преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения, – на 18,1%. Еще один показатель, который показывает позитивную динамику  снижения потребления алкоголя населением, – ежегодное снижение числа алкогольных психозов («белая горячка») и алкогольных отравлений. 2017 год также не особо выделялся из общей динамики, как и в целом сама республика – на фоне других российских регионов.

А недавно министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова вообще сообщила, что «за семь лет мы с вами сумели на 80% снизить потребление алкогольных напитков на душу населения и более чем на 40% нарастить число активно занимающихся спортом».
 
Впрочем, особо обольщаться результатами государственной политики не стоит, тем более что наряду с целым комплексом мер на ситуацию действовали и негативные факторы, которые могли перечеркнуть все  победные реляции.  Это социальная составляющая: будучи высокодотационным регионом с падающей загрузкой промышленности и  миграцией населения, мы наблюдаем рост  скрытой безработицы, нищеты и депрессии. Все это явно не способствует «наращиванию активно занимающихся спортом». Во-вторых, ежегодно растет нелегальное производство и потребление алкоголя. Прежде всего самогоноварения.
 
Самогон дешевле водки
 
Ведь себестоимость производства «домашней» бутылки водки составляет около 30 рублей, тогда как продается в магазинах почти в десять раз дороже. Львиная доля от продажи водки идет государству в виде акцизов и НДС. Тогда как себестоимость 0,5 литра самогона составляет, по разным оценкам, около 50 рублей, что в пять раз дешевле, чем бутылка водки, реализуемая в магазине.

Неудивительно, что большое количество жителей Бурятии обзавелось самогонными аппаратами, которые свободно продаются в торговых сетях и гонят различного вида «настойки». Дошло до того, что регулярно потребляющие алкоголь граждане затрудняются сказать, когда они в последний раз были в алкогольном отделе супермаркета. Зачем переплачивать, когда почти то же самое качество напитка можно получить с помощью «народного метода»?

Добавило проблем и распространение в республике продаж различных «настоек» вроде небезызвестного «боярышника», которые дешевы и крепки. Никуда не делись нелегальные поставки спирта из Иркутской области.

И, наконец, третье. В Бурятии наблюдается рост алкоголизации женщин и молодых людей через употребление так называемых пивных напитков. Свою роль сыграло и увеличение продолжительности жизни в Бурятии. Ведь значительный процент больных алкоголизмом составляют пожилые люди.
 
Неслучайно, что в этом году и официальная статистика региона показала рост продаж алкоголя в торговле на 6%. Впрочем, в министерстве промышленности и торговли Бурятии это связывают больше с постепенным выводом алкоголя из тени.

Однобокие меры

«Внедрение системы учета и контроля ЕГАИС, усиление контроля за оборотом алкоголя правоохранительными и контрольными органами позволило сократить нелегальный рынок алкоголя, вывести неучтенную продукцию в легальный сектор и сократить показатель смертности», – бодро сообщается на сайте минпромторга Бурятии.

Тут следует добавить, что в республике в 2017 году сократилось и количество магазинов, имеющих право торговать алкоголем (из-за дороговизны новых контрольно-кассовых аппаратов и их обслуживания), в связи с чем закрылись многие торговые точки.

Таким образом, борьба с алкогольной зависимостью пока не привела к оздоровлению общества, поскольку она ведется в основном однобоко. Прежде всего, за счет запретительных мер. Ничего более умного чиновники предложить не в состоянии. Хотя проблема нуждается в комплексном решении и в целом оздоровлением общества и поиском новых смыслов. 

И здесь мы не видим ничего нового, ни в политике, ни в экономике, ни в социальной сфере. Везде царит глубокий застой. И никуда не делись причины, по которым человек покупает спиртное, а это, прежде всего, глубокая неудовлетворенность в целом личной жизнью, одиночество и нереализованная потребность в счастье. А алкоголь – лишь простой химический способ на время оказаться в измененном состоянии сознания, где многое видится в розовых тонах. Увы, альтернативу разрушительному поведению пока могут найти не все.

Дмитрий Родионов, «Номер один».
© 2012 — 2024
Редакция газеты GAZETA-N1.RU
Все права защищены.