30.12.2009
Вот уже третий год подряд в республике снижается аварийность на дорогах, количество погибших и раненых в ДТП. Однако в этом году цифры оказались весьма впечатляющими.
За 2009 год в Бурятии было зарегистрировано 1458 ДТП (в прошлом году — 1618). Число погибших в них снизилось на 24,2% и составило 204 человека. Уменьшилось на 10% и число раненых на дорогах. То есть в нынешнем году не разбилось 200 машин и не погибло два десятка людей. По мнению Аламжи Сыренова, начальника ГИБДД МВД по РБ, на улучшение дорожной ситуации повлияло очень много факторов.

— Немаловажным стал рост числа инспекторов, дежурящих непосредственно на дорогах, — рассказывает руководитель ведомства. — Изменившийся порядок медицинского освидетельствования позволил инспектору ДПС на месте с помощью алкотестера определять содержание алкоголя в крови, соблюдая при этом все процессуальные нормы. Если раньше процедура освидетельствования занимала полтора-два часа, водителя возили в РНД, на линии никого не было, то теперь процедура занимает всего 30 минут.

Положительно на ситуацию повлияло и то, что в связи с увеличением пошлин на ввоз иномарок через нашу республику стало проходить гораздо меньше транзитного транспорта, который ранее давал примерно 5—7% всех происходящих в Бурятии ДТП. А вот смертность удалось снизить благодаря тому, что мировоззрение водителей постепенно начало меняться.

— Благодаря профилактике правонарушений, пусть пока и небольшой процент автомобилистов начал понимать, что нарушать ПДД нельзя, и эта категория добросовестных автомобилистов постепенно увеличивается, — считает начальник ГИБДД. — Вспомните, еще пару лет назад наши водители вообще не пристегивались ремнями безопасности. А между тем, ремень — и это научно доказано — очень эффективен, он способен сохранить жизнь водителю и пассажирам даже при серьезных авариях. Сколько я ни выезжал на ДТП, там, где люди пристегнуты, они всегда остаются живы. Хотя многие водители до сих пор предпочитают своей безопасности безответственность и согласны платить штраф, но не пристегиваться.

Связывать положительную тенденцию с улучшенным качеством дорожного полотна города начальник ГИБДД не торопится.

— Раньше водители жаловались, что из-за плохих дорог часто происходили ДТП, — говорит Аламжи Сыренов. — Но я всегда говорил: да, может быть, качество дорог влияет на аварийность, но не в такой большом процентном соотношении.

Как рассказал руководитель ведомства, автомобилисты Бурятии по-прежнему считают возможным выехать на дорогу "под градусом". И таких водителей, как ни странно, меньше не становится — даже наоборот. Так, если в прошлом году в состоянии алкогольного опьянения на дорогах Бурятии было выявлено 9977 водителей (из них по городу 4480), то в этом году эта цифра выросла до 19307 человек. Впрочем, возможно, на высокую выявляемость такого рода нарушений повлияло широкое использование инспекторами алкотесторов.

— Только сравните цифры, — сетует начальник ГИБДД, — даже ужесточение наказания и возможность лишиться водительских прав не испугали водителей. Думаю, такая ситуация продержится еще год-два, пока наши автомобилисты до конца не решат для себя, что лучше: ходить пешком, лишившись прав, или просто не пить за рулем. Часто ко мне на личный прием приходят водители средних лет, говорят: простите, верните мне права — у меня семья и дети. Спрашивается, почему водители не вспоминают о семье, когда пьют?

Вместе с тем, как показывает статистика, количество ДТП, совершенных пьяными водителями, за год в Бурятии снизилось на 77% — с 237 ДТП в прошлом году до 54 в этом.

— В Улан-Удэ 60% аварий — это наезды на пешеходов, — сообщает руководитель ГИБДД. — Если бы со стороны водителей и пешеходов было взаимное уважение, эту цифру можно было бы снизить. А что мы видим? Водитель не уступает дорогу пешеходу. Пешеходы в алкогольном опьянении выходят на дорогу или не соблюдают элементарные правила дорожного движения, переходя улицу в неположенных местах. Проблема еще и в том, что в нашем городе достаточно много мест, где проезжая часть не огорожена и пешеходы имеют свободный выход на дорогу. Мы пытаемся решить эту проблему, выдаем предписания установить ограждения, и в следующем году мы планируем продолжить работу в этом направлении.

^