13.01.2010
Актуальность темы дорожно-транспортных происшествий не вызывает сомнения. Авария наносит не только физические, но и психологические травмы. О том, в каких случаях и кому можно требовать возмещения морального вреда, сегодняшний выпуск "Автоформулы". Разговор об этом непростом вопросе предложил наш постоянный консультант, известный автоюрист Аюр Цыбиков.
— Аварийность в нашей республике, по данным УГИБДД, снижается. Но все еще не так хорошо...

— Да, — говорит Аюр Цыбиков, — по сведениям ГИБДД, за 10 месяцев прошлого года только в г. Улан-Удэ зарегистрировано 596 дорожно-транспортных происшествий, в которых погибло 44 человека и ранено 715 человек. Каждое ДТП причиняет переживания. Это и гибель близкого человека, и утрата здоровья... А с другой стороны, автомобиль для многих является единственным источником доходов. По этим причинам многие обращаются в суд за компенсацией морального вреда, причиненного ДТП.

— В каких случаях гражданин имеет на это право?

— Право на компенсацию морального вреда возникает только в случае гибели человека или нанесения вреда его здоровью. Во всех других случаях моральный вред, может, и есть, но возмещению в денежной форме не подлежит.

— А кто именно может рассчитывать на компенсацию морального вреда?

— Если речь идет о гибели человека, то право имеют все, кому этим причинены нравственные страдания. В силу нашего менталитета за такой компенсацией обращаются, как правило, только самые близкие родственники. Уже сам факт близкого родства доказывает нравственные страдания. Понятно, что если близкие родственники живут вдалеке друг от друга и не общаются десятилетиями, им нужно будет доказывать нравственные страдания. В случае причинения вреда здоровью право на компенсацию морального вреда имеют сами пострадавшие. Если пострадали дети — их законные представители (родители, опекуны и т.п.).

— На кого возлагается обязанность по возмещению морального вреда? На виновника ДТП?

— Если пострадал пассажир или пешеход, обязанность возлагается на водителя, поскольку он является владельцем источника повышенной опасности.

— Всегда, в любом случае?

— Да, независимо от наличия вины. Это значит, что даже если водитель ничего не нарушил, а ДТП произошло по вине самого пострадавшего, все равно автомобилист обязан компенсировать моральный вред. Это плата за обладание источником повышенной опасности, которым являются транспортные средства.

— Мы об этом говорили в одной из прошлых бесед, но об этом стоит напомнить еще раз. Или не раз, чтобы водители были осторожны и берегли себя.

— Совершенно верно. И это еще не все. Если пассажиры или пешеходы пострадали в результате столкновения двух (или более) транспортных средств, обязанность компенсировать моральный вред возлагается на водителей солидарно. Это значит, что оба водителя в полном объеме отвечают перед пострадавшими. Если один водитель неплатежеспособен, пострадавший может взыскать всю сумму с другого, пусть даже он и невиновен. Этот механизм — тоже плата водителей за пользование источником повышенной опасности.

— Какие же водители бесправные существа!

— Не совсем. Хотя понимаю вашу реакцию. Если в результате столкновения транспортных средств пострадал один из водителей, то он имеет право на компенсацию морального вреда в том случае, если ДТП совершено по вине другого водителя. То есть здесь действует общее правило: кто виноват, тот и отвечает.

Если водитель на момент ДТП выполнял трудовые или служебные обязанности, компенсация морального вреда может быть возложена вместо него на его работодателя. Как правило, работодатели более платежеспособны, чем сами водители, но и доказать, что водитель выполнял трудовые обязанности, бывает порой достаточно сложно.

— В каком размере присуждается компенсация морального вреда?

— А вот при определении размера компенсации наличие вины имеет значение. Ни одним законом размер не то чтобы не определен, но даже приблизительно не просчитан. В нашем городе сложилась по этому вопросу следующая судебная практика.

— Да, интересно, сколько стоит здоровье и жизнь в судах Улан-Удэ?

— При гибели человека — 200 тысяч рублей при наличии вины водителя, 100 тысяч рублей — при отсутствии вины. При тяжком вреде здоровью эти цифры колеблются от 70 до 100 тысяч рублей, при среднем вреде здоровью — от 30 до 50 тысяч рублей, при легком вреде здоровью это может быть и 10, и 20 тысяч рублей. Я не буду вдаваться в обсуждение вопроса о том, справедливо ли оценивать жизнь человека в 100 или 200 тысяч рублей. Согласитесь, невозможно объективно оценить, например, какие телесные повреждения вызывают большие страдания, а какие меньше. Поэтому ориентироваться на степень тяжести вреда здоровью справедливо. Справедливо и то, что компенсация морального вреда пострадавшему по своей вине должна быть меньше. Учитывают суды, но в меньшей степени, личность и имущественное положение водителя.

— Да уж! Легко можно лишиться если не квартиры, так машины. Надеюсь, что водители после прочтения этой статьи станут ездить аккуратнее. Спасибо Вам за беседу!

— Дорогие автомобилисты! Берегите себя, своих пассажиров и окружающих. И безаварийной вам всем езды в новом году!

P.S.

Задать вопрос Аюру Цыбикову можно по телефону 68-10-20. Наиболее интересные и актуальные из ответов мы опубликуем в "Автоформуле".

^