30.06.2004
Пока красивые яхты на Байкале редкость, но уже не новость. В ближайшем будущем, как прогнозируют эксперты, спрос на небольшие суда будет возрастать из года в год. И здесь главное не упустить момент и представить рынку свою продукцию. "Байкальская судостроительная компания" именно в развитии данного направления видит свое будущее.
Заводу нужна новая кровь
— Сегодня у Судостроительного завода три основные проблемы, как и у многих производителей в республике: удаленность основных поставщиков материалов и комплектующих, завышенные тарифы на энергоносители и проблема кадров. Многие специалисты, которые сегодня работают на заводе, — люди преклонного возраста, — рассказывает Вакиль Яхутдинов, директор ЗАО "Байкальская судостроительная компания", — поэтому решение проблемы по привлечению и подготовке квалифицированных кадров стоит очень актуально.
В соседней Иркутской области судостроительные верфи активно поддерживает администрация. Наш завод старается выживать сам. В свое время продукция предприятия была ориентирована практически на весь Союз: это поставка барж, буксиров, паромных переправ. В постсоветские времена межотраслевые связи были нарушены и выживать, как и многим другим заводам, приходилось не за счет основного производства. Например, Судостроительный завод занимался производством сельскохозяйственного оборудования, производством продукции для ЖКХ столицы Бурятии, собственно говоря, последним он занимается и сейчас. Но сегодня у предприятия появились новые горизонты: начиная с 2003 года, стали поступать заказы и на основную продукцию, на суда различного класса. К тому же Байкальская судостроительная компания планирует запустить серийное производство небольших судов для семейного отдыха.
— Для Бурятии судостроение — важная отрасль. Одно то, что рядом находится Байкал, говорит о многом, — поясняет Вакиль Яхутдинов. В настоящее время немалый интерес к Байкальскому региону проявляют московские предприятия, занимающиеся туристическим бизнесом. В 2003 году размещены заказы на переоборудование двух рыболовецких судов под пассажирские с повышенной комфортностью. К концу лета один из них будет сдан заказчику.
Согласно статистическим данным, количество туристов, отдыхающих на Байкале, с каждым годом увеличивается. Соответственно и a/`.a на продукцию судостроения должен подрасти. В связи с этим на основе технического задания завода проектной организацией ЗАО "Минибот" (город Нижний Новгород) в прошлом году разработан проект комфортабельного судна специально для озера Байкал. В случае решения вопроса по финансированию данного проекта в октябре текущего года планируется заложить головное судно.
Не только яхты, но и водные велосипеды
— Ориентируясь на Байкал, мы планируем заняться еще и серийным выпуском так называемых семейных яхт. Это небольшие суда, около 15 метров в длину, рассчитанные на 5—6 человек, — рассказывает о новом перспективном направлении Вакиль Яхутдинов. — Эти катера будут соответствовать современным требованиям, иметь комфортабельные каюты, камбуз, санблок, душ. Сейчас рассматриваются три варианта этих яхт, выбираем наиболее подходящий для Байкала.
В настоящее время специалисты по маркетингу при Иркутской Академии народного хозяйства проводят исследование спроса на данный вид катеров, ценового уровня. Согласно полученным данным завод будет корректировать бизнес-план будущего производства. Одно ясно уже сейчас: завод ориентируется прежде всего на ту категорию потребителей, которым важна не скорость, а максимальная безопасность и комфортность, которым доставляет удовольствие само общение с природой и Байкалом, возможность без суеты посидеть с удочкой.
Кроме этого в мае текущего года заводом освоено серийное производство стеклопластиковых лодок двух видов: "Славянка" и "Малыш", предназначенных для домов и баз отдыха, расположенных в прибрежной зоне.
— Через месяц планируется провести испытания и предложить на суд жителей Бурятии первый экземпляр водного велосипеда, — рассказывает Вакиль Яхутдинов. — К сожалению, в этом году туристический сезон уже упущен, но я думаю, данная продукция будет востребована в следующем сезоне, и мы обеспечим потребности в этом изделии всех желающих.
Заводу 75 лет
С целью снижения доли накладных затрат в себестоимости продукции руководством предприятия в 2003 году принято решение о выводе из производственного процесса незадействованных мощностей. Так, 4-хэтажный корпус по улице Смолина в текущем году из административного перепрофилирован в офисный центр, помещения которого предоставляются в аренду. Так же не участвующий в производстве цех товаров народного потребления площадью 2000 кв. метров перестраивается в торговый центр, запуск которого планируется на август текущего года. Более ста павильонов на двух уровнях будут предложены арендаторам, занимающимся продажей автомобильных запасных частей и строительных материалов. С той же целью столярный цех, обеспечивающий потребности производства, на сегодняшний день переведен на хозяйственный расчет, что позволило кроме обеспечения внутренних потребностей организовать производство столярных изделий широкого спектра: от евровагонки до дверей, окон и кухонной мебели.
Все эти мероприятия уже сейчас дали свои положительные результаты. Доля энергозатрат снизилась на 30 процентов, кроме этого появился дополнительный источник пополнения доходной части бюджета компании.
— У нас много планов, но не все получается так быстро, как хотелось бы, — заключает Вакиль Яхутдинов, — новая команда менеджеров работает всего полтора года. Несмотря на проблемы, мы с оптимизмом смотрим вперед. Верю, у судостроения в Бурятии есть будущее. Пользуясь случаем, от имени руководства предприятия хочу поздравить весь коллектив, ветеранов завода с 75-летием со дня образования судостроительной отрасли в Республике. Здоровья всем, успехов, счастья.
^