20.01.2010
И зимой и летом эта тема очень важна. Потому что от состояния жидкости в системе охлаждения зависит не только температурный режим работы двигателя, но и эффективность отопителя. Впрочем, на факт, тепло ли из печки, влияет очень сильно ее чистота... Сегодняшняя же тема — антифризы, то есть охлаждающие жидкости (ОЖ).

Они не замерзают при низкой температуре. Они имеют удельную теплоемкость, вязкость и степень воздействия на резину, из которой изготовлены шланги системы охлаждения. У них есть индексы, обозначающие температуру их замерзания (ОЖ-40, ОЖ-65), и собственные имена ("Тосол", "Аляска" и т.п.). Они жизненно нужны и важны.

Кстати, о тосоле. Это название антифриза, разработанного в далеком 1971 г. для автомобилей ВАЗ взамен итальянского "Парафлю". Торговая марка "Тосол" не была зарегистрирована, поэтому ее применяют многие отечественные изготовители ОЖ. Но эксплуатационные свойства этих жидкостей могут быть разными, поскольку зависят от их состава. Главный же вопрос — лить ли в иномарку "Тосол". Нет, говорят все специалисты суровым хором. Потому что под именем "Тосол" может оказаться жидкость, которая пригодна лишь для эксплуатации в системе охлаждения только пожилых "Жигулей". Нельзя сравнивать степень форсирования двигателей у древних моделей и современных "японок", "немок" и даже "россиянок". Поэтому, если не хотите иметь проблем с охлаждением двигателя, даже не смотрите в сторону дешевого тосола. К этому еще вернемся, пока же — азы антифризоведения.

Состав антифриза

Основой ОЖ служит смесь воды и этиленгликоля, и такие жидкости наиболее распространены в нашей стране. Совсем старые машины ездили на воде. Вода, если в нее добавить антикоррозийные добавки, была бы достаточным средством для охлаждения двигателя. Но у нее два недостатка: она закипает и она замерзает. Добавление алкоголя, которым является этиленгликоль, отодвигает момент кипения, увеличивая его температуру до 108 градусов при атмосферном давлении (в системе охлаждения давление выше, и температура тоже выше). Забавно, что чистый этиленгликоль не может использоваться в системе охлаждения потому, что он замерзает примерно при той же температуре, что и вода.

К тому же он плохо переносит тепло от двигателя, в отличие от воды. Но при смешении только этих двух жидкостей еще не получается отличный результат: водный раствор этиленгликоля агрессивен к материалам, из которых изготавливаются блоки двигателей и деталей системы охлаждения (стали, чугуну, алюминию, меди, латуни, резине). Поэтому в состав антифриза обязательно входит еще и комплекс присадок: противокоррозионных (ингибиторов), антивспенивающих и стабилизирующих. Примерно как в масле.

Кстати, каждый автовладелец должен помнить, что при эксплуатации ОЖ стареет, концентрация ингибиторов в ней постепенно снижается, теплоотдача уменьшается, склонность к пенообразованию увеличивается, а незащищенные металлы интенсивно коррозируют. Следовательно, требуется замена жидкости. Ресурс антифриза прямо зависит от его качества и пробега автомобиля. Старение особенно интенсивно, когда в систему охлаждения просачиваются отработавшие газы или подсасывается воздух. Поэтому на пожилых машинах нужно чаще проверять места возможных утечек жидкости, а также состояние и крепление шлангов.

Старение ОЖ

Срок замены антифриза предписывает производитель автомобиля или изготовитель ОЖ. Ориентировочный срок службы хорошего антифриза — около двух лет, до 100 тысяч км пробега. А некоторые жидкости, самые современные, живут по пять лет! Но иногда жидкость стареет раньше. Об этом говорят некоторые весьма красноречивые признаки. Например, открыв расширительный бачок, вы видите желеобразную массу на внутренней стороне его горловины; при незначительных отрицательных температурах (минус 10—15 град. С) в бачке заметно помутнение, выпадает осадок. Еще один признак: чаще прежнего срабатывает электровентилятор радиатора. Когда появился хотя бы один из этих признаков, антифриз нужно сменить при первой же возможности. А если антифриз стал рыже-бурым, это значит, что детали системы охлаждения уже поедены коррозией.

Такую жидкость добрый хозяин меняет немедленно, независимо от того, сколько она прослужила. Вообще, стоит поменять антифриз после покупки машины с пробегом по России. Свеженький автомобиль только из Японии легко проходит на "родном" антифризе до отметки на одометре в 100000 км. Но не всегда пробеги реальны, поэтому прежде всего ориентируйтесь на состояние жидкости. Примерно проверить температуру замерзания ОЖ можно ареометром, этот приборчик продается в магазинах автозапчастей. При проверке нужно учитывать температурные поправки к показаниям прибора, указанные в инструкции к нему. Впрочем, это надо было делать до наступления морозов... Ну, или после смены машины или охлаждающей жидкости.

Купив подержанную машину, следите за уровнем жидкости: на холодной машине контролируйте уровень ОЖ в расширительном бачке и в радиаторе. Антифриза в системе охлаждения может стать меньше из-за испарения из него воды или при утечках (если система негерметична). В первом случае нужно доливать дистиллированную, или хотя бы прокипяченную около 30 минут воду. Во втором — охлаждающую жидкость той же марки.

Вот мы и подошли к вопросу о смешении охлаждающих жидкостей. Плохая новость: смешивать антифризы нельзя. Компоненты присадок могут прореагировать друг с другом и потерять свои полезные свойства. Поэтому в безвыходном положении лучше долить воды, а потом — заменить всю жидкость в системе. Что касается цвета, то окрас антифриза — это маркетинговый ход производителя. Заводы стараются выделить свою продукцию от ОЖ конкурентов, поэтому и применяют красители разных цветов (желтый, красный, зеленый, розовый и др.).

Новость хорошая: отечественные ОЖ, произведенные разными изготовителями по одним техническим условиям, смешивать допустимо. Однако если номера ТУ неодинаковы, антифризы могут быть несовместимы. Совместимость разных ОЖ выясняется быстрее, чем совместимость двух супругов. Это легко: совместимость проверяют, налив антифризы в пропорции 1:1. Тщательно перемешивайте коктейль 10 мин., затем оставьте на час. После выдержки не должно быть расслоения и осадка. Иначе ОЖ несовместимы, и не жить им ни долго, ни счастливо в радиаторе вашей машины. И радиатору не жить хорошо.

Выбор антифриза

Понятно, что покупать нужно охлаждающую жидкость хорошей марки, в приличных магазинах, а не с лотка на улице. Перед покупкой целесообразно выяснить цену нужной марки ОЖ в нескольких местах. Зная ориентировочный уровень, можно исключить подделку, ибо она, как правило, намного дешевле. Заодно и не переплатите: накрутки-то у всех разные.

Канистра с антифризом должна внушать доверие к изготовителю уже одним видом своей упаковки. Емкость принято закрывать пробкой с одноразовой "трещоткой", иногда дополнительно ярлыком или лентой. Они должны быть целыми, не переклеенными, а зубчатое кольцо на пробке — плотно облегать горловину. Герметичность можно проверить, перевернув упаковку или слегка сжав ее с боков. Если есть течь или канистра не упругая (шипит выходящий воздух), такую не надо покупать. Этикетка качественного товара, как правило, хорошо сделана и приклеена. Рисунки и надписи на ней четкие, не расплывчатые.

Информация — полная и не рекламная, а преимущественно техническая: название фирмы-изготовителя, ее адрес и телефон, аннотация к применению антифриза, его температуры кипения и замерзания, срок хранения, номер партии с датой ее изготовления. Полупрозрачная канистра имеет еще одно преимущество: можно рассмотреть ее содержимое. Мутную жидкость, тем более с осадком, покупать не надо. Если встряхнуть канистру, образовавшаяся пена должна осесть примерно через три секунды, у концентрата — чуть больше (пять).

После покупки оценить качество ОЖ тоже можно. Открытую канистру обследуем на запах: душок нефтепродуктов недопустим! Верните ее обратно. Прозрачность и пенообразование проверяют, отлив жидкость из непрозрачной канистры в стеклянную емкость. Самые дотошные и незанятые могут установить восприимчивость к жесткой воде. Иногда изготовитель в целях экономии доливает в антифриз водопроводную воду. Для установления этого позорного факта можно налить антифриз в стакан и добавить воды из водопровода. Осадок или помутнение выдадут плохую воду. В радиаторе она даст накипь, а это плохо!

Ну и, наконец, вопрос: что куда лить. Импортные антифризы в отечественных легковых машинах применять можно (еще бы!). Отечественные антифризы частью создаются для тех же "Жигулей", коих в западной части России больше всего. Если двигатель вашей машины нельзя сопоставить с двигателем той же "восьмерки", значит, и качество антифриза для него должно быть выше. А выше качество — больше цена. Чем нагруженнее, форсированнее двигатель, тем более высокие требования к антифризу он предъявляет. Иначе он будет закипать и греться. Например, антифриз фирмы Castrol очень высокого качества и стоит дорого. Зато с успехом используется в Mercedes и спортивных "японках". В обычную же "пенсионерскую" Toyota его лить просто жалко, поэтому купить охлаждающую жидкость можно чуть попроще. Хотя двигателю любой Toyota с таким антифризом будет весьма комфортно. Однако это не спасет его от перегрева, если у него клинит термостат!

Поэтому очень важна чистота системы охлаждения. Прежде чем лить дорогой антифриз в загаженный двигатель, хорошо промойте его. В этих целях используются антинакипины (даже бытовые), затем многократное промывание (пока не побежит чистая вода), а также аппаратная промывка. Последняя дороже, но проще для пользователя. Ну и, конечно, устраните течи — при помощи рукастых СТОшников, а не герметика, который можно рассматривать лишь как временную меру-полумеру.

^