30.06.2004
Только в этом году в Бурятии произошло 38 дорожнотранспортных происшествий, связанных с пассажирскими автоперевозками. Погибло 4 человека, ранено было 30 пассажиров. Динамика увеличивается от года к году. Этому есть вполне объективное объяснение — число перевозчиков увеличивается. Ведь это достаточно доходный бизнес, несмотря на всевозможные риски. Но кроме водителей своим имуществом, а то и жизнью приходиться рисковать и пассажирам. Заботливые федеральные чиновники неожиданно вспомнили об этом и предложили весьма своеобразный закон.
На днях Министерство финансов РФ в общих чертах согласовало законопроект "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчиков", разработанный группой депутатов, стоявшей, кстати, у истоков создания закона об ОСАГО. О его поддержке уже заявили в Федеральной службе страхового надзора.
Особенностью законопроекта является то, что в нем установлены конкретные тарифы для каждого вида транспорта, например, для железнодорожного транспорта — 0,2% от общей выручки. Для остальных же видов определены четкие фиксированные суммы, что значительно облегчает процесс объяснения необходимости нововведений среди населения и транспортников.
Предполагается, что максимальная сумма возмещения по ущербу, причиненному имуществу пассажира, составит 30 тыс. руб., а по ущербу, причиненному жизни и здоровью, — 300 тыс. руб. Эти суммы будут выплачиваться страховыми компаниями, которым, в свою очередь, перевозчик ежегодно должен будет платить страховой взнос, сумма которого варьируется в зависимости от вида транспорта.
Владельцу такси-легкового автомобиля придется выложить страховой компании 600 рублей в год. За "маршрутки" в частности, распространенные в Улан-Удэ южнокорейские, согласно вместимости заплатят 1800 рублей. "ПАЗики" и другие автобусы вместимостью от 16 до 30 человек обойдутся хозяину в 2400. Всех больше не повезло владельцам больших автобусов: их страховой взнос будет составлять аж 3500 рублей.
Особенно пикантными выглядят попытки введения обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков для "трамвайщиков". Страхование пассажиров — дело безусловно хорошее, но по всей вероятности тяжесть выплаты взносов, а планируется с каждого трамвая брать по 1200 рублей, ляжет на плечи городской администрации. Впрочем, федеральные чиновники в отношении пассажирского электротранспорта, возможно, передумают.
Необходимо отметить, что пострадавший получит деньги только " случае вины перевозчика. Страховая компания перед тем, как осуществить выплаты, потребует доказательств. Если трагедия произойдет не по вине транспортника, то по логике в выплатах буде оказано.
По утверждению разработчиков, введение обязательного страхования не приведет к увеличению стоимости проезда для пассажиров массовых видов транспорта, а для пассажиров, покупающих билеты в общие и плацкартные вагоны, страховой тариф, наоборот, снизится. Кроме того, наконец защищенными станут пассажиры электричек, маршруток и такси. Впрочем, корреспондент "Номер один" поинтересовался у одного из водителей "маршрутки", как он реагирует на нововведение. Его ответ был незамысловат — государство давит нас, мы будем повышать цены. Когда корреспондент ему объяснил, что если рассчитать на год, то в один день страховой полис будет стоит не более 2 рублей, он успокоился и заявил: " Все равно цены на топливо поднимутся, а поэтому и цену поднимем".
Еще более неожиданным был комментарий директора таксомоторной компании "Автомаяк". По его мнению, вообще нет смысла в этом проекте для автомобилистов, которые занимаются извозом пассажиров. Он считает, что все права сидящих в одном салоне с водителем уже защищены по полису обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО).
Еще более непонятной выглядит картина с арендаторами такси и "маршруток". Дирекция вряд ли возьмет на себя даже такую не слишком весомую ношу. В Улан-Удэ система сдачи в аренду пассажирских авто столь запутана, что руководству предприятий будет нелегко заставить наемных шоферов платить введенный налог.
Кстати, страховые взносы придется платить и владельцам других менее массовых видов транспорта, в частности, воздушному, морскому и внутреннему водному.
Сомневаться в принятии этого закона, а следовательно, и в появлении новых "непоняток" у транспортников не приходится. Печально известный закон по ОСАГО лишнее тому подтверждение.
^