17.02.2010
Про торговые продовольственные сети в Улан-Удэ говорят в двух ипостасях. Или в возвышенно рекламных — чаще, или публично скандально — реже. Но с экономической точки зрения, улан-удэнские сети — продукт уникальный. Случайным образом они являются лидерами в Восточно-Сибирском регионе, к тому же чутким барометром финансовой состоятельности граждан.
"Варягов" не будет

Сразу необходимо сделать прогноз, который многое объяснит. Ни одна из местных продовольственных сетей в ближайшие годы продаваться на сторону не будет. Заход к нам крупных сетей уровня "Пятерочки" и уж тем более всяких "Ашанов" не грозит.

Для крупных федеральных сетей, тем более иностранных, Улан-Удэ на сегодня не является привлекательным. Причин несколько. Во-первых, численность населения значительно меньше 1 миллиона человек. Эта цифра является своеобразным водоразделом интереса к регионам крупных сетей. Во-вторых, большая транспортная удаленность, которая усложняет логистику. Ну, и непрекращающийся кризис оказал влияние: крупная российская розница занята удержанием нажитого в других регионах и о развитии уже в Улан-Удэ не помышляет.

Тем самым, планы по освоению Восточной Сибири у крупных розничных сетей есть, но пока они их попридержали. До наших отдаленных мест пару-тройку лет никто не дойдет. Основные события в ритейле — поглощения-слияния — в ближайшие годы будут происходить в западной части страны.

Зато любопытные процессы происходят между близкими регионалами. Взаимопроникновение существует, причем с разным успехом. Так, улан-удэнская сеть "Николаевский" (он же "Спутник") успешно работает в Чите, имея несколько магазинов, — сумели закрепиться. В обратную стоит вспомнить, как к нам пытался зайти иркутский "Бонус". Громкая затея закончилась, как известно, закрытием двух имевшихся магазинов.

Еще можно отметить малозаметное поползновение в Улан-Удэ сетей региональных производителей. Без пафоса, но упорно ставят свои небольшие магазины иркутские "Янта", к примеру, или "Белореченское".

Два гиганта

Не считая таких поползновений, все-таки малозаметных пока, мы в ближайшем будущем можем рассчитывать на сугубо местную продовольственную розницу. Она пока оправдывает ожидания.

Как отмечают эксперты, в силу совершенно случайных обстоятельств розницей у нас занялись личности нетривиальные. Здесь мы никуда не уйдем персонально от фамилий Бредний и Шагдаровы, которые смогли создать сильные сети "Титан" и "Абсолют". Безусловно, их "поддерживает" второй эшелон — "Стам", "Николаевский", "Либерти" и другие. Но первые две сети на сегодня уже вне конкуренции.

В результате жесткой борьбы — вечный поиск свободных площадок, открытие магазинов, новые маркетинговые ходы — Улан-Удэ отличился от других регионов. Мы получили значительное опережение развития розничной торговли по сравнению с Иркутском и Читой. Более низкие розничные цены на продукты, количество торговых площадей на душу населения — это макроэкономические факторы, трудно оспариваемые.

От культового в Улан-Удэ сравнения "Титана" и "Абсолюта" никуда не уйдешь. На взгляд наблюдателей, общие торговые площади лидеров розницы Улан-Удэ примерно равны. К тому же спустя годы после старта две компании вроде бы надолго определились со своими стратегиями. Ниши, по умолчанию, они поделили.

Процесс нахождения "своего" покупателя "Абсолютом" и "Титаном" был чисто российским. В самом начале никто из лидеров не формулировал: "Мы займем некую нишу и будем там сидеть". Торговали первые годы дружно, вполне одинаково. Сначала открыли по несколько магазинов и только потом начали думать, "а чем мы будем отличаться друг от друга".

Используя отличные друг от друга маркетинговые и рекламные стратегии, каждая из сетей своих покупателей нашла. И они все более разнятся.

Свободных мест нет

Устроив в последние три-пять лет "веселые старты" по скупке площадей и возведению магазинов, "Титан" и "Абсолют" к концу "нулевых" успокоились. Не потому, что кончились деньги, а просто в Улан-Удэ почти не осталось свободных участков. Все активные перекрестки — места скопления людей и транспорта — уже освоены. Самые выгодные торговые маршруты или точки, например, улица Гагарина, квартала, проспект 50-летия Октября, Шумяцкого, Жердева, уже заняты. Дефицит торговых мест налицо.

Кроме того, у сетей появились внутренние сложности, причем объективные и предсказуемые. Нельзя развиваться бесконечно. Вот ведь штука — новых потребителей в Улан-Удэ не появляется, население не растет и не успевает за увеличением магазинов. Следовательно, то же количество покупателей просто размывается между старыми и новыми магазинами. В результате каждый следующий магазин любой розничной сети в Улан-Удэ становится экономически менее выгодным. Он дольше и сложнее окупается.

Естественно, в условиях жесткой конкуренции и размытости потребителя у всех компаний, включая и лидеров, появляются проблемные магазины, которые банально не выдерживают прогнозных цифр. Опять для примера можно привести "Абсолют" на Стрелке или "Титан" на Солнечной.

Сейчас в Улан-Удэ эта тема еще не стоит остро, но в дальнейшем, учитывая обострение конкуренции, возможно закрытие тех или иных торговых точек (отнюдь не вышеупомянутых). То есть внутри самой сети будут отсортированы менее удачные магазины.

Миф о торговле

Сумасшедшие относительные прибыли местных торговых сетей, включая опять же "Титан" и "Абсолют", — это большой миф.

В Улан-Удэ рентабельность отдельного магазина более 5 процентов считается очень успешной. Этот маркетинговый подвиг обычно принадлежит супермаркетам. Обычная рентабельность варьируется в пределах 2—4 процентов. Столь низким цифрам есть нормальное объяснение. Средняя наценка самих сетей на продукты питания составляет в среднем 20 процентов. Из них надо сразу отнять несколько процентов на зарплату персонала, налоги, банковские проценты за пользование кредитами. А дальше начинаются достаточно большие затраты на подготовку товара к продаже, чего покупатель не видит: естественная убыль, усушка, порча продуктов, фасовка, маркировка, упаковка, сертификация, затраты на учет. Сюда добавляются электроэнергия, тепло и масса других затрат. Добавляем жесткую конкуренцию в виде скидок, рекламы и прочего продвижения. Поэтому рентабельности розничной торговле в 10—20 процентов в Улан-Удэ не существует в принципе. Торговые сети в Улан-Удэ зарабатывают не с наценок, а с оборота: чем больше покупателей пройдет через сеть, тем больше выручка.

Магазины будут закрываться

Теперь краткие прогнозы. Про отсутствие интереса иногородних крупных игроков уже сказано. Поэтому "Титан" и "Абсолют" в ближайшие годы никуда не денутся.

О небольших "магазинах у дома". Как показала практика, при открытии нового супермаркета крупных сетей два из пяти придомовых магазина в микрорайоне закрываются или перепрофилируются: это уже статистика. Но они все равно останутся как класс. У них есть свой покупатель. Не каждый побежит за пакетом молока и булкой хлеба в супермаркет, дабы сэкономить два рубля.

Серьезные изменения происходят и будут происходить в крупных улан-удэнских сетях второго эшелона. Однажды город уже потрясло исчезновение сети: торговую компанию "Гевс" в один прекрасный день "поминай как звали". Про "Два кита" — отдельная история, не очень красивая. Но уже сейчас все знают, что два больших магазина закрыты. Видно невооруженным глазом, что есть проблемы и у "Семьи". За последнее время проданы магазины в "Восточных воротах", на проспекте 50-летия Октября. Зато бурно развивается "Николаевский". Это основные тренды не самых крупных сетей.

Местные торговые сети волнует не внутренняя конкуренция — тектонических слияний и поглощений не предвидится — а общая макроэкономическая ситуация в Бурятии. Самое страшное для розницы — падение доходов населения. Инфляция растет, затраты на обслуживание сетей (электроэнергия, тепло) растут, но покупательская способность падает. Это "ножницы", в которые попадает каждая торговая сеть.

Главная проблема торговли сегодня — не давление государства или жесткая конкуренция, а низкая платежеспособность населения.

^