24.02.2010
В минувшие выходные внедорожный клуб "Номад" провел очередное забойное мероприятие для джипов под красноречивым названием "Снегокоп трофи". Это был трофи-рейд с элементами ориентирования. Маршрут был сложным и проходил по живописным и заснеженным местам: от точки старта на Бурводе — до одного из витков турунтаевского перевала!

Туда, к финишу, участники добирались по реке и через леса и горы, собирая контрольные точки. Географически нелегкий путь пролегал через п. Сотниково и с. Ошурково. Суть трофи — как у соревнований типа "замес", то есть старт участников через небольшой интервал и езда по определенному маршруту, который определяют контрольные точки (КТ), указанные в "легенде".

Традиционно хитро спрятанная точка должна была быть обнаружена, и участник ее фотографировал: держась одной рукой за машину, второй — за табличку, обозначающую точку. Учитывалось количество взятых точек и время прохождения.

По лесу и горам — это непросто, но самый ужас был на Селенге, где находилась самая сложная точка: там все вязли в снегу по пояс! Экипажей набралось более 20, машины были разные, в основном, конечно, внедорожники, но была даже малолитражка "Тойота Старлет", участник получил от судей заслуженный эпитет самого "отмороженного". Он прошел всего три точки, до финиша не добрался, но участие "малышки" принесло немало веселья всем!

Организаторы из клуба "Номад" собрали неплохой призовой фонд, тоже традиционный — сертификаты от автомобильных магазинов. Участвовали машины двух классов — "стандарт" и "туризм". Участники получали не только впечатления, но и повреждения типа разбитых фар: на одной из КТ по глупости образовали настоящее столпотворение, и в сутолоке устроили контакт друг с другом.

Было сложно: даже судейская машина Suzuki Escudo порвала привод, который был мгновенно и привычно поменян. Аналогичная судьба постигла привод на еще одном "Сузуки"; регулярно от буксования колес перегревались автоматические коробки передач, а промокшими ногами мог похвастать каждый участник — не зря обязательным условием участия была сменная обувь!

С корреспондентом "Номер один" поделился впечатлениями Эдуард Федоров, чей экипаж в составе штурмана Михаила Низовцева и Mitsubishi Pajero Junior занял третье место в классе "стандарт", оспорив его у женского экипажа. Маленькая машина на бездорожье имеет больше шансов: ее легко вытолкать из снежной ловушки, в отличие от тяжелого Toyota Landcruiser например. Эдуард рассказал, что важными составляющими успеха можно считать водителя, быстро рулящего в тяжелых условиях, грамотного штурмана, хороший навигатор и большую снегоуборочную лопату!

"На моей машине, маленьком "паджерике", большая резина — "Медведь Я500", — сказал пилот. — Это очень важно. Но, несмотря на внедорожные покрышки, мы тыщу раз садились в снегу, тыщу раз толкали машину и оторвали брызговик. Лопаты растеряли, ноги промочили, но мы так довольны! У многих автомобилей примерзали тормозные суппорта: снег таял, потом замерзал в лед, и уже вечером один автомобиль пришлось волоком тащить из леса — примерз суппорт насмерть! Сняли колесо, разобрали тормоза, отдолбили лед, и он поехал. Было очень интересно, я постоянно участвую в "номадовских" соревнованиях. Тут главное — не прощелкать, потому что на точку все ломятся отчаянно, нужно вовремя на нее залезть и сфотографироваться. На точках образовывались самые настоящие пробки из участников, приходилось ждать очереди, а ведь время уходит! Всем миром толкали застрявшие джипы, чтоб не загораживала машина дорогу другим.

Обгонять других можно было на трассе: были большие переезды по пять километров по дороге. Азарт и желание победить бурлят в крови, и таких эмоций больше нигде не найдешь! Одному товарищу на Nissan Datsun досталось — в него врезались не раз, из задней оптики уцелели только две лампочки — один поворотник и один стоп-сигнал. Самая "жесть" была на реке, возле острова: там ледяной кусок, на который не могли подняться машины, — все стояли на голом льду и шлифовали. А мы объехали по снежной целине и взяли точку!

Трудно было взять КТ и на горке, туда пришлось ехать вверх, в подъем, тоже по льду — машину трудно было заставить карабкаться по замерзшему ручью! Непросто ехать по пути, который проложили в снегу впереди идущие участники: передние колеса машины в колее, задние на бруствере, потом они меняются местами, штурман нервничает и ругается матом, потому что пилотировать внедорожник трудно! Через сотниковский пост ДПС ехали и переживали: остановят — время потеряешь! Не остановили (организаторы договорились. — прим. ред.). Но страшнее всего было по окончании трофи, ведь финишная точка оказалась тоже спрятанной в лесу. Мы стартовали в 10 часов, финишировали в 15.38, дождались награждения и ехали домой уже по темноте. Ехали и боялись, что потеряемся или засядем. Тогда нам со штурманом пришлось бы есть мерзлый чай и ночевать в моей маленькой машине!"

Участники не особо расстраивались по поводу повреждений: это спорт, и ответственность за собственный автомобиль лежит на них самих. Не ГИБДД же вызывать в глухой лес... Советуем участвовать в "номадовских" гонках всем, в ком жив дух приключений! Если у вас есть внедорожник — только вперед! "Пузотеркам", то есть легковушкам, принимать участие во внедорожных мероприятиях действительно не с руки: организаторам приходится регулярно их вытаскивать. В целом участникам и судьям было весело, хоть и непросто, и немного холодно, но все получили массу живых впечатлений.

^