03.03.2010
Городской Совет депутатов принял приглашение выступить на заседании президиума Совета ветеранов республики и детально рассказать о том, как, из чего и почему именно такие тарифы на услуги ресурсопоставщиков складываются в Улан-Удэ.
Тема повышения тарифов на коммунальные услуги стала одной из важнейших на расширенном заседании президиума республиканского Совета ветеранов. Обеспокоенность пенсионеров понятна — жизнь становится дороже. Ответственность за сложившуюся ситуацию многие перекладывают на тех, кто утверждает предложенные коммунальщиками расценки. А значит, представительный орган — горсовет.

Такие заявления становятся даже политическими лозунгами. Как сообщил в своем выступлении председатель городского Совета депутатов Александр Голков, обвинить народных избранников в принятии решения о повышении тарифов легко, но непродуктивно.

По словам председателя горсовета, никакого произвола в этом вопросе не может быть, поскольку процесс формирования тарифа строго регулируется федеральным законодательством. Вряд ли кому-то известно, какой огромный объем работы приходится выполнять депутатскому корпусу, прежде чем в прениях и обсуждениях будет достигнута договоренность между ресурсопоставщиками и городом о приемлемом для населения тарифе. Для сравнения: например, ТГК-14, предлагая свои тарифы, просила утвердить их увеличение в размере более 33%. Оптимальным вариантом для столицы и поставщиков стало предельное увеличение тарифа на 15,1%.

— При утверждении тарифов на услуги ЖКХ органы местного самоуправления исходят из реальных затрат предприятий-поставщиков — ТГК-14, "Водоканала", — отметил, выступая перед Советом ветеранов, Александр Михайлович. — Принятые на 2010 год тарифы установлены в рамках предельных индексов. Все должны понимать, что деньги, которые платит население за услуги ЖКХ, поступают предприятиям и направляются на ремонтные кампании. Износ городского коммунального хозяйства настолько велик, а платежеспособность населения настолько низка, что это не позволяет поставщикам провести полноценную реорганизацию сетей и оборудования.

В цифрах это выглядит примерно так. Износ электрических сетей в Улан-Удэ составляет почти 80%, котельных, снабжающих население теплом, — 50%, тепловых сетей — более 60%. Предприятиям требуются колоссальные средства для того, чтобы продлить жизнь оборудованию, которое давно выработало свой ресурс.

Горожане привыкли сравнивать расценки на услуги ЖКХ и электроэнергию с соседями — Иркутском и Читой. Приведем лишь некоторые примеры, которые были озвучены перед ветеранами. Дороговизна 1 Квт электроэнергии в Бурятии объясняется тем, что республика производит этот товар, но в очень ограниченных количествах. Необходимые мощности покупаются на оптовом рынке, а уже потом перепродаются населению с некоторой наценкой. Итак, в нашем регионе действует тариф в 169 копеек — в 2009 году, 210 копеек — в 2010-м. В соседней Чите ситуация иная: здесь тот же 1 Квт обходится населению в 174 копейки. На первый взгляд разница налицо. Но... Здесь установлен лимит потребления электроэнергии, который равен 50 Квт. Именно на этот объем потребленных мощностей распространяется тариф. Если же читинец израсходовал больше, то на следующие киловатты начинают действовать другие расценки — в 2 руб. 27 коп. Получается, жители Читы вынуждены жить в режиме экономии электроэнергии, чтобы не переплачивать за услугу. В то время, как тариф, установленный здесь, низким по сравнению с Улан-Удэ никак не назовешь. Об Иркутске и вовсе речи нет. Здесь, на Ангаре, функционирует сразу несколько ГРЭС, которые поставляют электроэнергию на весь регион. Естественно, этот товар у иркутян значительно дешевле — всего 62 копейки за 1 Квт.

— В соседней Чите существует еще один нюанс, — отметил Александр Голков. — Здесь часть долгов населения по коммунальным услугам распределяется по предприятиям. То есть действует программа так называемого перекрестного субсидирования. Многие в Улан-Удэ задают вопрос, почему бы и у нас не ввести такой метод. Отвечу так: это противоречит федеральному законодательству. В этом году у Читы в связи с этим возникли большие проблемы. Фонд содействия реформированию ЖКХ, узнав о методах работы читинцев, сократил финансирование на капитальный ремонт жилого фонда. Чтобы возместить потери, здесь вынуждены будут утвердить новые тарифы, повысив их почти в два раза. Так что можно долго рассуждать, какие тарифы у нас, какие у наших соседей — надо работать в рамках закона, и тогда никаких вопросов возникать не будет.

В свою очередь председатель горсовета напомнил, что именно депутатский корпус на одной из тарифных сессий не утвердил стоимость услуг на вывоз и утилизацию твердых бытовых ООО "Экоресурс". Повышение было двукратным и означало увеличение квартплаты горожан. Сейчас по инициативе депутатов создана рабочая комиссия, которая, вместе с независимыми экспертами, проводит расследование по сложившейся ситуации.

— Многие укоряют депутатов горсовета, что они все-таки утвердили тарифы на горячую воду ТГК-14, — заключил председатель горсовета. — Еще раз хочу напомнить: в случае не принятия разницу между расценками на горячую воду и реальными расходами ТГК-14 обязан был бы возместить муниципалитет из средств городской казны. Речь шла о нескольких миллионах в неделю. Согласитесь, это неподъемная сумма для бюджета столицы, тем более в условиях кризиса и секвестра.

Кроме Александра Голкова, о тарифах с ветеранами говорили представители Республиканской службы по тарифам, ТГК-14 и другие. Скорее всего, после этой встречи вопросов — из чего и почему именно такие тарифы на услуги ресурсопоставщиков складываются в Улан-Удэ, впредь не возникнет. Не случится это еще и потому, что ветеранам было предложено принимать участие в рассмотрении тарифов организаций коммунального комплекса.

^