03.03.2010
Драматургия — один из самых сложных жанров литературы. В Бурятии хороших драматургов единицы. Поэтому появление нового имени в этой сфере стало событием.
Николай Шабаев известен в республике как журналист, писатель, поэт, лауреат ежегодного конкурса "Лучшие люди Бурятии-2009". На его стихи композиторами было написано много песен, восхваляющих малую родину. В последнее время Николай Чимитович все больше внимания стал уделять прозе. В его столе хранятся материалы, которых хватило бы на четыре книги. Николай Шабаев признается: "Но они, в силу моей неорганизованности, разбросаны. Их нужно собрать, систематизировать и отредактировать заново".

Будучи заведующим литературной частью Бурятского академического театра драмы им. Х. Намсараева, Николай Шабаев стал задумываться над тем, чтобы написать пьесу.

— Николай Чимитович — наш "барометр", — говорит Сергей Бальжанов, художественный руководитель театра бурятской драмы. — Через него проходят все пьесы нашего театра. И теперь он предстает перед нами в другом облике — облике драматурга.

В преддверии профессионального праздника, Международного дня театра, который отмечается 27 марта, Николай Шабаев приготовил подарок. Он написал пьесу, на основе которой сейчас готовится спектакль "Гэртээ байдаг болохомни" ("Отныне я буду жить дома"). За спектакль взялась Туяна Бадагаева, режиссер, профессор кафедры режиссуры Академии культуры, обладатель премии "Золотая маска". Жанр — "почти комедия".

— Я человек деревенский, — говорит Николай Шабаев. — Мне деревня очень дорога. И пьеса — о том, как молодые люди из деревни оседают в городе. Как город становится многоэтажным. Не в плане строек, а в плане многоуровневости жизни. Мне хотелось показать острее, как заблудшие умы из деревни в городе сбиваются с пути. Нарушаются традиции. Теряется чистота.

По своей природе человек — Бог. Он добр, честен, не знает зависти, порока. Затем среда, в которой ребенок растет, делает из него того, кем он и становится. Николай Чимитович вспоминает, как раньше в деревне человека воспитывала улица:

— Это же целый научный труд можно написать! Уличное воспитание было таким, что наше поколение выросло уважающим традиции, других людей.

Одной из тем спектакля является также тема семьи, семейных взаимоотношений.

— Я считаю, что с первым человеком появился любовный треугольник, — говорит Николай Шабаев. — И он будет существовать до последних трех людей.

В спектакле показаны разные возрастные категории людей. Будет присутствовать момент сюрприза: молодые актеры будут играть стариков. Всего же десять персонажей. В спектакле много пластики и музыки. Здесь эти выразительные средства способны сказать больше, чем слова.

^